|
|
Еврейский мемориал |
|
На сайте размещены фотографии могил лиц еврейского происхождения, оставивших след
(положительный или отрицательный) в истории.
До образования государства Израиль 2000 лет евреи жили почти во всех странах мира.
Весь свой талант, знания отдавали тем странам и народам, где они жили, получая
взамен во многих случаях погромы, гонения и клевету.
Идея сайта - в кратком виде показать вклад лиц еврейского происхождения прошлых лет
в науку, культуру, политику, религию народов мира. Как в любом народе, "вклад"
некоторых лиц носил отрицательный характер.
Все фотографии взяты из Интернета и используются в НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ.
Файвель Костинский
|
|
Корчак Януш (22 июня 1878г.-6 августа 1942г.) |
|
Мемориал в Треблинке, Польша.
http://screen.ru/school/hystory/treblinka/galerea.htm
|
Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) — польский педагог, писатель, врач и общественный деятель.
Родился в Варшаве в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Отец, Юзеф Гольдшмидт— адвокат, автор монографии «Лекции о бракоразводном праве по положениям Закона Моисея и Талмуда».
Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Преподавание велось на русском языке.
Уже в первом классе (детям 10—11 лет) преподавалась латынь, во втором — французский и немецкий, в третьем — греческий.
С пятого класса (15—16 лет) Генрик начал подрабатывать репетиторством.
В 1898 Корчак поступил на медицинский факультет Варшавского университета.
Летом 1899 он ездил в Швейцарию, чтобы поближе познакомиться с педагогической деятельностью И. Песталоцци. В 1903 он получил диплом врача.
В 1903-1911 работал в еврейской детской больнице имени Берсонов и Бауманов и воспитателем в летних детских лагерях. Являлся членом еврейского благотворительного Общества помощи сиротам. В 1904—1905 Корчак принимал участие в Русско-японской войне.
В 1907 Корчак на год едет в Берлин, где за свои деньги слушает лекции и проходит практику в детских клиниках.
|
Корчак Януш.
http://annylan.livejournal.com/
|
В 1911 Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот» для еврейских детей в доме 92 на улице Крохмальной в Варшаве, которым руководил (с перерывом в 1914-1918) до конца жизни.
В 1914-1918 Корчак находился в Украине, в частности, в Киеве, где, кроме деятельности военного врача, занимался обустройством детского дома для польских детей, а также написал книгу «Как любить ребенка».
В 1919—1936 он принимал участие в работе интерната «Наш дом» (на Белянах) — детского дома для польских детей, — где также применял новаторские педагогические методики.
Корчак возвращается в Варшаву в 1918, где руководит детскими приютами, преподаёт, сотрудничает с журналами, выступает по радио, читает лекции в Свободном польском университете и на Высших еврейских педагогических курсах.
В 1926-1932 Корчак редактировал еженедельник «Малое обозрение», приложение для детей к сионистской газете «Наше обозрение», в котором активно участвовали его воспитанники.
В 1899 Корчак присутствовал в качестве гостя на Втором Сионистском конгрессе. Преклоняясь перед Теодором Герцлем, он, однако, не принял идей сионизма, считал себя поляком во всем, кроме религии, следование которой, по его убеждениям, было личным делом каждого.
Он ждал, как великого чуда, независимости Польши и верил в полную ассимиляцию евреев.
Кровавые еврейские погромы, устроенные польскими националистами в 1918-1919, посеяли в душе Корчака глубокое разочарование.
С приходом Гитлера к власти в Германии и ростом антисемитизма в Польше в Корчаке пробудилось еврейское самосознание. Он стал польским несионистским представителем в Еврейском агентстве.
|
В 1934 и 1936 он посетил подмандатную Палестину, где встретил многих бывших своих воспитанников.
В 1940 вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. Он отклонил все предложения не евреев, почитателей его таланта, вывести его из гетто и спрятать на «арийской» стороне.
В этот период Корчак был арестован, несколько месяцев провёл в тюрьме.
В гетто Корчак отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Воспитанники Корчака изучали иврит и основы иудаизма, да и он сам, видя равнодушие христианского мира к страданиям евреев, страстно мечтал вернуться к истокам иудаизма.
За несколько недель до Песах 1942 Корчак провёл тайную церемонию на еврейском кладбище: держа Пятикнижие в руках, взял с детей клятву быть хорошими евреями и честными людьми.
|
Камень на месте гибели Корчака Януша, Треблинка, Польша.
http://ru.duh-i-litera.com/yanush-korchak/kamin_web/
|
Когда в августе 1942 пришёл приказ о депортации «Дома сирот», Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и 200 детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в Треблинку.
Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере 6 (по некоторым данным 8) августа 1942.
В «Доме сирот» Корчак ввёл новаторскую для тех лет систему широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства, плебисцит и так далее.
|
Печататься Корчак начал в 1898, тогда же он взял и свой псевдоним.
Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1939, отражают богатый опыт врача и педагога.
Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главная из них «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).
|
Детский дом Корчака, на улице Крохмальной 92 в Варшаве.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Януш_Корчак
|
|
Еврейский мемориал |
|
Менора: http://ru.wikipedia.org/wiki/Менора
|
|
|