В годы Первой мировой войны работал во Всероссийском бюро труда при Союзе городов, опубликовал книгу "Потребление городского населения России".
В первые же дни февральской революции Рафаил Кабо был избран секретарём Московского комитета меньшевиков.
В 1918-1919 ещё продолжалось легальное существование меньшевистской партии. В 1920 он выходит из партии.
С увлечением и нерастраченной энергией он погружается в педагогическую работу. Он принимает участие в создании Школы-коммуны имени Лепешинского и начинает преподавать в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
В 1922, после отстранения "буржуазных" профессоров от преподавания общественных наук, Рафаила Кабо привлекают к работе в Институте народного хозяйства и Московском университете.
До 1927 он преподаёт политическую экономию.
С конца 1920-х всё глубже уходит в экономическую географию.
Долгие годы он руководил кафедрой экономгеографии и был профессором в Московском государственном педагогическом институте имени Ленина.
Он подготовил десятки аспирантов, создал научную школу, ему посвящены статьи во всех книгах и справочниках по истории советской экономгеографии, в энциклопедиях.
В 1930-1931 принял участие в экспедиции в Тувинскую народную республику - изучал её экономику и население, разрабатывал материалы сельскохозяйственной и демографической переписей, помогая организации народного хозяйства.
Опубликовал книгу "Очерки истории и экономики Тувы" - один из первых обобщающих трудов, посвящённых Туве, основанный на большом историческом и экономгеографическом материале.
Ранней осенью 1941 добровольно ушёл на фронт с отрядом народного ополчения, чтобы защищать Москву; уже на марше дивизии к фронту он был отозван из ополчения по причине сильной близорукости.
В эвакуации, на Алтае, приступил к выполнению замысла, который созревал в предвоенные годы: созданию нового научного направления - географии населения, - продумыванию его теоретических и методологических основ.
Кабо был одним из основоположников социально-культурной географии в России.
Географию населения, географию человека он сделал не только темой собственных исследований, но научным направлением, которое продолжает развиваться.
В последние годы жизни его всё глубже захватывала история еврейского народа и еврейской религии, христианства.
Рафаил Кабо всегда ощущал себя евреем, осознавал свою принадлежность к еврейскому народу.
Он был человеком европейской культуры, но охотно читал и хорошо знал еврейских писателей, в старости с большим интересом перечитывал еврейские журналы XIX - начала ХХ века, бывал в Московском еврейском театре, который в конце 1940-х стал одной из жертв развязанного И. Сталиным еврейского погрома.
Умер Рафаил Кабо в 1957 в Москве.
|