С 1920 работал в отделе печати Наркомата иностранных дел. Специальный корреспондент ряда периодических изданий, в том числе газеты «Правда» (1922-1938).
Много работал в жанре политического фельетона. Часто выступал с сатирическими материалами и был самым известным журналистом СССР.
Основатель и редактор журнала "Огонёк", редактор журнала "За рубежом", член редколлегии «Правды», руководитель Журнально-газетного объединения. Создатель сатирического журнала «Крокодил». Создатель и бессменный главный редактор юмористического журнала «Чудак», в котором вёл постоянную рубрику "Календарь Чудака".
В бытность редактором «Огонька» (1927) придумал и реализовал практически уникальный литературный проект — создание коллективного романа-буриме «Большие пожары». 25 писателей и журналистов (в том числе и сам Кольцов) последовательно пишут по одной главе, которые тут же печатаются в журнале. Роман получился интересный, однако, для того исторического периода нежизнеспособный. В случае ареста хотя бы одного участника роман издаваться не будет. Репрессировано оказалось шестеро, поэтому отдельной книгой «Большие пожары» вышли только в 2009 году.
Руководитель иностранного отдела в Союзе писателей СССР. Делегат международных конгрессов в защиту культуры в Париже (1935) и в Барселоне (1937, руководитель советской делегации). С 1937 - депутат Верховного Совета СССР. В 1938 сессия Академии Наук СССР избрала Михаила Кольцова членом-корреспондентом, хотя он не имел высшего образования.
Кольцов написал около 2000 газетных статей на актуальные темы внутренней и внешней политики. С 1928 по 1936 трижды выходили многотомные собрания его сочинений.
Он показал себя мастером фельетона, образного, сжатого, захватывающего стиля, который иронией, парадоксами и гиперболами блестяще усиливал политическую направленность его произведений.
Под видом корреспондента «Правды» был направлен в Испанию во время Гражданской войны 1936-1939, где был негласным политическим и военным советником Коминтерна при республиканском правительстве.
Написал книгу "Испанский дневник" (1938), где о легальной части своей работы рассказал от первого лица, а о тайной - от имени Мигеля Мартинеса.
|