Первый заслуженный успех Каплану принёс выполненный им сразу после войны цикл литографий «Ленинград в блокаде» (1946).
В 1950—1951 работал главным художником Ленинградского завода стекла.
В 1952 Каплан начал готовить, даже не надеясь обнародовать, цикл больших литографий «Заколдованный портной» (увидел свет в 1963) по мотивам рассказа Шолом-Алейхема.
Творчество Анатолия Каплана на протяжении всей жизни было тесно связано с еврейским фольклором и литературой на идише, ему принадлежат иллюстрации к произведениям целого ряда еврейских писателей, в том числе классиков еврейской литературы, а также еврейским народным песням.
В поздние годы Каплан успешно освоил живопись темперой и гуашью в цикле по мотивам сюиты Д. Д. Шостаковича "Из еврейской народной поэзии" (1963), а также в великолепных натюрмортах (1964-1965), затем обратился к керамике и там показал себя как незаурядный художник, создав в шамоте, расписанном глазурями, ряд произведений. В керамике была исполнена и последняя его работа - цикл по мотивам "Мертвых душ" Н. В. Гоголя.
Одной из последних работ Каплана были 30 офортов к «Фишке Хромому» (1978), которые он делал как иллюстрации к изданию книги Менделе Мойхер-Сфорима.
Творчество Каплана, уникальное в условиях советской жизни, часто использовалось советской пропагандой как доказательство процветания еврейской культуры в Советском Союзе.
Выставки его произведений направлялись во многие европейские страны и в США, его работы экспонировались в советских разделах международных и всемирных выставок, принося Советскому Союзу почётные дипломы и медали.
Однако произведения Каплана крайне редко появлялись на всесоюзных художественных выставках.
Анатолий Каплан умер 3 июля 1980 в Санкт-Петербурге.
Похоронен в городе Санкт-Петербурге на кладбище «Памяти жертв 9-го января».
|