Зрелый художник, человек с прямыми и ясными взглядами, Новак обсуждал со своими студентами не только современную живопись, но и гражданскую позицию художника.
В атмосфере надвигающейся катастрофы искусство стало главной связующей силой.
Мастерская стала духовным убежищем для молодых художников, а когда в академии возникла напряжённость, профессор Новак нашёл отдельное помещение, неподалеку от архитектурной школы.
Осенью 1937 знаменитый режиссёр Э. Ф. Буриан организовал в театре "Галерею на лестнице", где были выставлены две работы Петра Кина, "Автопортрет" и "Портрет" - это было его первой и последней выставкой.
В марте 1939 в Прагу вошла немецкая армия. Школа Новака была закрыта.
В это время Кин пишет киносценарии, философские стихи в духе римских элегий, рисует портреты в самых разных техниках.
Некоторые из работ Кина в рамках показа продукции "Официны Прагенсис" были выставлены в Художествено-промышленном музее Праги.
Иногда он получал заказы на портреты.
В начале 1941 Кин начал преподавать рисунок и прикладную графику на курсах при еврейской общине.
Пётр был неисчерпаем, в его альбомах для набросков можно найти всё - пейзаж с видом на Градчаны, лица студентов, философские размышления, эскиз плаката, письмо к ученикам, эскизы детских игрушек, мосты, парки, жанровые сцены.
4 декабря 1941 Кин был депортирован в гетто Терезин, где сразу начал работать в графической мастерской, которой руководил Бедржих Фритта.
Искусство, которое производилось в техотделе, можно поделить на три категории: официальное, подпольное и связанное с акцией "приукрашивания".
Официальным искусством были ежемесячные отчёты для коменданта лагеря.
Но даже в этих рисунках художники умудрялись передавать реальные вещи.
Многие терезинские художники изображали горе.
Пётр Кин был влюблён во всё светлое, легкое и воздушное. Он панически боялся не самой смерти, но внутреннего умирания.
Летом 1942 Пётр Кин пишет пьесу "Марионетки", текст её к сожалению не сохранился. Историки считают, что поводом к написанию пьесы послужило убийство гауляйтера Протектората Гейдриха, повлекшее за собой страшные казни.
Сохранились тексты трёх других пьес - "Медея", "На границе" и "Дурной сон".
В Терезине Кин сблизился с композиторами Гидеоном Кляйном и Виктором Ульманом. Летом 1942 написал стихотворный цикл "Чумовой город", фрагменты из него были положены на музыку Гидеоном Кляйном и исполнены перед публикой.
В 1943 Кин пишет либретто к опере Виктора Ульмана "Император Атлантиды или Смерть отрекается".
Перед отправкой Кин подарил своей возлюбленной Хельге чемодан с тетрадями, эскизами и рисунками.
Чемодан Хельга спрятала в инфекционном отделении гетто, куда СС не ступала ногой.
16 октября 1944 транспорт с 1500 узниками, в числе которых был Пётр Кин, покинул гетто.
Точное место гибели Кина Франтишека Петра неизвестно.
Использован материал работ Елены Макаровой, Сергея Макарова, Инны Лиснянской.
|