Музыканты еврейской национальности больше не могли выступать публично.
Гидеон мог обходить это препятствие некоторое время, выступая под именем Карел Вранек, и когда даже это стало слишком опасно, избрал местом своих выступлений частные дома тех, кто хотел слушать его музыку.
1 декабря 1941 Гидеон Кляйн среди тысяч других пражских евреев был депортирован в Терезин, где оказался вместе с Г. Красой, В. Ульманном, П. Хаасом, будущим главным дирижёром Чешской филармонии Карелом Анчерлом и несколькими другими музыкантами.
Стал участвовать в культурной жизни гетто, предпринимая всё необходимое для оказания помощи в создании и поддержании музыкальной деятельности на благо как музыкантов, так и их аудитории.
Он продолжает играть камерную музыку со своими коллегами из Праги, оказывает помощь в подготовке и музыкальном сопровождении спектакля Б. Сметаны "Проданная невеста", "Реквиема" Д. Верди и других произведений, аккомпанирует певцам.
Дольше и интенсивнее всего Кляйн занимался как пианист.
Его сольный репертуар в Терезинштадте состоял в основном из таких произведений: "Адажио" В. Моцарта, "Соната, опус 110" Л. Бетховена, "Фантазия, опус 17" Р. Шумана, "Интермедия" И. Брамса, "Жизнь и мечты" Йозефа Сука, "l.X. 1905" Л. Яначека.
А также произведений А. Шёнберга, А. Скрябина, И.-С. Баха.
Его популярность в Терезине была такова, что ему приходилось повторять концерты снова и снова.
Среди музыкальных произведений, написанных Кляйном в Терезинштадте, были камерная струнная музыка, хоровые произведения, мадригалы на стихи Ф. Гёльдерлина и Ф. Вийона, фортепианная соната, музыка для театра, а также песенный цикл для альта и фортепиано: музыка на стихи "Чумовой город" Петра Кина, очень одарённого молодого поэта и артиста, который также был в Терезине.
1октября 1944 Гидеон Кляйн был депортирован в Аушвиц, а затем в Фюрстенгрубе, где работал на шахте и умер при неизвестных обстоятельствах 27 января 1945.
Сочинения собраны и изданы его сестрой, возглавляющей Фонд Гидеона Кляйна (создан в 1994).
|