Директор «Комеди Франсез» выразил сомнение: «Она слишком тощая, чтобы стать актрисой!» Тем не менее Сару Бернар приняли, и в 18 лет она дебютировала в трагедии Ж. Расина «Ифигения в Авлиде». Это произошло 1 сентября 1862.
Неудачный дебют не сломил Сару, недаром ее девизом были слова: «Во что бы то ни стало». У нее были стальной характер и незаурядное мужество.
Она покинула Дом Мольера и играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон», чтобы вернуться в «Комеди Франсез» в качестве примадонны во всем блеске актерского искусства.
Она замечательно играла молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).
— Мадам! Вы были очаровательны в своем величии, — заявил Виктор Гюго. — Вы взволновали меня, старого бойца. Я заплакал. Дарю Вам слезу, которую Вы исторгли из моей груди, и преклоняюсь перед Вами.
Интересно, что мало кто из актрис сыграл столько мужских ролей, как Сара Бернар,—
Вертер, Занетто, Лорензаччо, Гамлет, Орлёнок... В роли Гамлета Сара Бернар покорила самого Станиславского.
А 20-летнего Орлёнка, несчастного сына Наполеона Бонапарта, актриса сыграла, когда ей шёл 56-й год! Премьера героической драмы Эдмона Ростана прошла в марте 1900 с оглушительным успехом — 30 вызовов на бис!..
Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет.
Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе порой напоминали сводки с театра военных действий. Наступления и осады. Триумфы и поражения. Восторги и стенания.
Имя Сары Бернар в новостях мира частенько заменяло экономические и правительственные кризисы. Сначала Сара Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия дня.
В поездках её неизменно сопровождала свита репортёров.
Общественные и религиозные организации относились к ней по-разному: кто пел ей славу, а кто предавал хуле.
Многие в Америке считали её визит «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона, прибывшего с целью влить отраву в чистые американские нравы».
В России с интересом ждали «нового Наполеона в юбке», который покорил уже всю Америку и Европу и движется прямиком в Москву.
Сара Бернар, по существу, была первой суперзвездой в мире.
Главной страстью Сары Бернар был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Она не хотела быть вещью, игрушкой в руках сильных мира сего — занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы.
Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами.
Именно она подсказала Эмилю Золя вступиться за капитана Дрейфуса.
Ей в 1914 году ампутировали ногу. Уныние никогда не было её уделом. Сара Бернар скончалась 26 марта 1923, на 79-м году жизни.
Чуть ли не весь Париж пришёл на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей её таланта шли за гробом из розового дерева через весь город — от бульвара Мальзерб до кладбища
Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями — её любимыми цветами.
|