По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот.
Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года.
Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни.
Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.
Война перешла за пределы собственно Палестины; 50 городов и много деревень перешли под власть восставших, которых поддерживал также знаменитый рабби Акива со своими учениками. Когда командование принял полководец Адриана Юлий Север, повстанцы перешли к обороне и Иерусалим пал.
После этого Бар-Кохба удалился в крепость Бейтар в Иудейских горах — и в августе 135 года осаждённые были вынуждены к сдаче голодом и отсутствием воды. В это время Бар-Кохба погиб от укуса змеи.
Документы показывают, что и после падения крепости существовало множество очагов сопротивления Риму.
Рассказы об учинённой римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточённости борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма. Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена.
Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов.
Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.
Около 580 000 иудеев погибли в этой борьбе, многие, среди которых был Акива, были казнены, и жестокие кары последовали за этой попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.
Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления.
В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль («князь Израиля»).
|