а в ГИТИСе (Российский университет театрального искусства) прошёл только первый тур.
Поступление в Театральное училище имени Щукина стало его последним шансом.
Закончив в 1951 Щукинское училище, Быков стал актёром Московского ТЮЗа. Молодой актёр очень удачно вписался в творческий коллектив. На его сцене он за семь сезонов сыграл более сорока ролей.
Сниматься в кино Быков начал с середины 1950-х, первоначально в небольших ролях.
Ещё не имея большого жизненного и актерского опыта, Быков практически в те годы играл самого себя - простого, ничем не примечательного паренька.
Первый значительный образ в кино Быков создал в фильме "Шинель" (1959), сыграв Акакия Акакиевича Башмачкина в лучших традициях русской психологической школы, одновременно подчеркнув трагикомичность "маленького человека".
Удачно складывалась и его театральная карьера. Поэтому для многих было неожиданностью его решение покинуть ТЮЗ и возглавить в 1957 малоизвестный студенческий театр МГУ. До 1959 он был художественным руководителем и режиссёром театра.
Одновременно с 1958 по 1960 Быков исполнял обязанности главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Он сумел собрать очень талантливый коллектив, поставить несколько ярких спектаклей, получить огромное признание у коллег и публики.
Это был конец 1950-х, цензура в те годы чуть-чуть ослабила свою хватку, однако из студенческого театра Быков ушёл.
С 1960 Ролан Быков перешёл работать режиссёром на киностудию "Мосфильм". С тех пор он и сам стал ставить фильмы и продолжал сниматься.
В начале 1960-х состоялся и режиссёрский дебют Быкова - весьма легкомысленная, но талантливая комедия "Семь нянек". Тогда ещё Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссёрская работа - эксцентрическая комедия "Айболит-66".
С этих пор Быкова заслуженно стали считать лучшим режиссёром детского кино. Именно в эти годы окончательно определились жизненные и творческие цели Ролана Быкова - он посвятил себя искусству для детей.
Как актёр он продолжал сниматься во вполне взрослых лентах: "Комиссар", "Мёртвый сезон", "Служили два товарища", "Проверка на дорогах", "Большая перемена", "Серые волки". Замечательной работой стала роль отца Фёдора в знаменитых "12 стульях".
Фильм "Комиссар" так и не вышёл в те годы на экраны - её запретили по идеологическим соображениям. Заслуженную известность она получила лишь спустя годы.
С большим трудом, преодолевая сопротивление различных инстанций, он смог в 1984 снять свою самую бескомпромиссную работу - нравственную драму из жизни школьников "Чучело" - честный, жёсткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках (Государственная премия СССР, 1986). Эта режиссёрская работа стала вершиной его творчества.
Помимо актёрской деятельности, Ролан Быков вёл режиссёрскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров (ВКСР). Работал на радио и телевидении. Почётный профессор МГУ (1998).
Незадолго до смерти Ролан Быков крестился.
Скончался Ролан Быков 6 октября 1998.
Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актёром и режиссёром.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
|