В Язловце (близ Бучача) ему удалось получить должность меламеда в хедере.
Одновременно он был шойхетом (резником) в различных местечках и деревнях.
В 1727 Бааль Шем Тов женился во второй раз, на дочери рабби Эфраима из Бродов и сестре известного даяна (судья в еврейском религиозном суде) рабби Гершона Китовера, ставшего позже учеником Бааль Шем Това.
От второго брака у Бааль Шем Това родился сын Цви и дочь Адель. Молодая семья уехала в далекое местечко в Карпатских горах (Тернопольская область), где БеШТ прожил семь лет, зарабатывая на жизнь тяжёлым физическим трудом. Он добывал и торговал известью.
В этот период Бааль Шем Тов много времени посвящал уединённой медитации, и за этот период он постиг многие тайны Торы.
В 1734 Бааль Шем Тов раскрылся и стал широко известен как цадик (в иудаизме - благочестивый, безгрешный человек, пользующийся особым расположением Б-га) и целитель. Ему приписывалась способность изготовлять талисманы и изгонять злых духов.
Он не выступал с публичными проповедями и не писал сочинения. Свое учение он излагал лишь своим ученикам.
В 1740 он поселился в Меджибоже (Межбуже), где и протекала его основная деятельность. Постепенно Межбуж стал центром хасидизма.
Бааль Шем Тов получал жалованье от местной общины и смог собрать в своей ешиве десятки учеников, которые стали, в свою очередь, лидерами хасидизма в следующем поколении.
БеШТ разработал в рамках иудаизма изощрённую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Б-га (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам.
Целью был двекут — единение с Богом.
Человек, наложивший отпечаток своей личности на многих людей, уцелевших после "освободительной войны" Багдана Хмельницкого, после бесконечных избиений в Центральной и Восточной Европе, духовный руководитель, сделавший выживание не только обязательным, но и возможным, мастер, давший песнь отчаявшемуся народу.
До сих пор на могилу БеШТа приходят люди. В синагоге, стоящей рядом, молятся евреи, паломники приходят поклониться его праху, зажечь свечу и душой прикоснуться к вечности.
Он стал искрой, без которой тысячи семей поглотила бы пучина уныния и безнадежности. И искра эта разгорелась в огромное пламя, разорвавшее кромешную тьму.
Бааль Шем Тов умер в 1760 (5520 по еврейскому календарю).
Перед смертью он сказал, что выходит через одну дверь и входит в другую.
|