В 1898 Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников.
В 1909 власти выслали знаменитого живописца из Петербурга как еврея, не имеющего права жительства в столице. Его поклонники и высокопоставленные друзья, возмущенные этой акцией, добиваются для Бакста разрешения жить в Петербурге. Но он, взяв с собой свою младшую сестру и ее четверых детей, навсегда уезжает в Париж. В России после этого он бывает только краткими наездами.
С 1907 Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию. Он создал декорации для греческих трагедий, а с 1908 вошёл в историю как автор декораций («Клеопатра» 1909, «Шахерезада» 1910, «Карнавал» 1910, «Нарцисс» 1911, «Дафнис и Хлоя» 1912). Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Званцевой. В период 1908—1910 одним из его учеников был Марк Шагал.
Он создает свой, особый, бакстовский стиль. Париж забыл, что Бакст иностранец. Имя Леон Бакст стало звучать как наиболее парижское из всех парижских имен. Постановкам его стали подражать, его идеи варьировали до бесконечности.
В 1914 Бакст был избран членом Академии художеств.
После Первой мировой войны он едет работать в Америку, где пишет портреты, картины, оформляет спектакли многих театров. Теперь Баксту аплодирует уже Америка. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый.
27 декабря 1924 умер в Париже от отёка лёгких.
Похоронен на кладбище Батиньоль, Париж.
В советской печати глухо упоминалась фамилия Бакста в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский», то есть упаднический.
|