В 1924—1933 — профессор философии иудаизма и этики в университете Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем (1938) в Палестину, где до 1951 был профессором социологии Иерусалимского университета, в 1960—1962 первым президентом Академии наук Израиля.
После Второй мировой войны Бубер выступал с многочисленными лекциями за границей, посетил США в 1952, 1957 и 1958 и приобрел всемирную известность как один из духовных лидеров своего поколения, оказав значительное влияние как на еврейских, так и на христианских мыслителей.
В 1958 ему была присуждена Государственная премия Израиля.
В 1970–1971 многие сочинения Бубера, в том числе чисто философские, были изъяты из общих фондов публичных библиотек СССР и переведены в разряд запрещённой литературы (так называемые фонды спецхранения), для чтения которой необходимо особое разрешение.
Центральная идея философии Бубера — фундаментальная ситуация сосуществования Я с другой личностью, существования, как «со-бытия» с другими людьми. Развивая идеи «Философии Диалога», Бубер много сделал для популяризации понятия «Диалог» и связанной с ним философской системы.
Основные идеи буберовского диалога изложены в книге «Я и Ты», написанной с пророческим пафосом. В работе Бубер противопоставляет отношение «Я-Ты» и «Я-Оно», где первое — любовный «диалог», живое межличностное отношение, а второе — повседневное отношение, соответствующее аристотелевской логике.
Бубер считал, что Я-Ты отношение возможно не только между людьми, но и, например, к дереву: в этом случае вместо биологических или физических характеристик дерева я буду иметь дело с его ценностной, духовной природой.
В работе «Два образа веры» Бубер противопоставляет греческий рациональный подход к миру, сопряжённый с визуальным восприятием, — библейскому духу, связанному с восприятием звуковым. Бубер пытается показать на примере Нового Завета, как в ранней истории христианства произошёл отход от библейской веры-доверия к греческой вере-знанию.
Бубер со студенческих лет изучал мистические движения в разных религиях. Этот опыт «вживания» в чужой религиозный опыт оказал значительное влияние на его философское наследие. Так, Бубер посвятил много лет собиранию легенд, относящихся к еврейскому религиозному течению хасидизма, итогом чего стала книга «Хасидские предания».
Мартин Бубер о христианстве:
"То, что мы позволили и даже способствовали тому, чтобы стереть Мессианизм Нового Завета, столь значительную ветвь нашей духовной истории, является своеобразным проявлением нашей психологии изгнанников. Ведь эта духовная революция вспыхнула в стране евреев; и именно евреи распространили её по всему миру... Нам надо преодолеть суеверный страх, который мы затаили по отношению к движению Иисуса как Мессии, и мы должны поставить это движение на своё место, а именно в духовную историю Иудаизма."
Умер Мартин Бубер 13 июня 1965 в Иерусалиме.
Похоронен на кладбище Har HaMenuchot, Иерусалим, Израиль.
|