О Владимире Маяковском Лиля Брик впервые услышала ещё в 1913. У него тогда был роман с 17-летней Эльзой.
В конце июля 1915 Эльза в Петрограде привела Маяковского в квартиру Бриков на улице Жуковского, где познакомила их с поэтом.
Маяковский назвал этот день «радостнейшей датой».
Вскоре последовал бурный роман Владимира и Лили, нашедший отражение в поэмах «Флейта-позвоночник» (1915) и «Человек» (1916), стихотворениях «Ко всему» (1916) и «Лиличка!».
Маяковский все свои произведения (кроме поэмы «Владимир Ильич Ленин») посвящал Лиле Брик.
С юности жизнь Лили Юрьевны оказалась связанной с литературой. Она дружила с выдающимися литераторами XX века: Борисом Пастернаком, Виктором Шкловским, Велимиром Хлебниковым, Давидом Бурлюком, Василием Каменским, Николаем Асеевым, до некоторого момента — Максимом Горьким, со многими художниками, музыкантами, кинематографистами.
В 1918 Лиля и Владимир снимались в киноленте «Закованная фильмой» по сценарию В. Маяковского.
С лета 1918 Маяковский и Брики жили совместно.
Весной 1919 все трое переехали в Москву.
В. Маяковский и Л. Брик работали в «Окнах РОСТА».
В 1922 Лиля опубликовала в рижской газете «Новый путь» большую статью о футуристах и Маяковском и устроила ему приглашение для выступлений.
В 1926 Маяковский получил квартиру в Гендриковом переулке, где до 1930 они жили втроём — Владимир, Лиля и Осип.
Здесь еженедельно проходили собрания участников «ЛЕФ» (Левый фронт искусств).
В июле 1926 Лиля поступила работать в «ОЗЕТ» (Общество землеустройства еврейских трудящихся).
Вскоре начались съёмки фильма «Еврей и земля», которые проводил Абрам Роом. В 1928—1929 Лиля Брик и режиссёр Виталий Жемчужный написали сценарий и поставили фильм «Стеклянный глаз».
После съёмок «Стеклянного глаза» в том же 1929 Лиля написала сценарий под пародийным названием «Любовь и долг».
В 1927 выходит фильм «Третья Мещанская» («Любовь втроём») режиссёра Абрама Роома.
В это же время Лиля Юрьевна занимается писательской и переводческой деятельностью, а также издательскими делами Маяковского.
В феврале 1930 Лиля и Осип Брик уехали в Европу.
Лиля узнала о гибели В. Маяковского в Берлине, возвращаясь из Лондона домой.
После ухода Маяковского его сочинения выходили медленно и маленькими тиражами, чтение его стихов с эстрады не поощрялось.
Лиля, не видя другого выхода, в 1935 обратилась к И. Сталину с письмом, в котором призывала не забывать великого певца революции и поэта нового времени.
Началось посмертное признание Маяковского.
Сначала Лиля организовала музей в Гендриковом переулке, позднее музей будет переведён в здание на Лубянском проезде. Писала воспоминания и статьи о Маяковском.
Очень часто гостила в Париже у сестры и Луи Арагона. Была знакома с крупнейшими представителями французской культуры.
В 1958 опубликовала личные письма Маяковского к ней в 65 томе «Литературного наследства».
Вторая книга тома не вышла в свет.
Лиля Брик занималась переводами, теоретическими трудами (например, о творчестве Ф. Достоевского), любительской скульптурой (бюсты В. Маяковского, О. Брика, В. Катаняна, автопортрет).
Её квартира на Кутузовском в 1960-е была заметным центром неофициальной культурной жизни.
В 86 лет рано утром она упала у себя в комнате, оказалась обречённой на неподвижность.
4 августа 1978 Лиля Юрьевна покончила с собой на даче в Переделкине, приняв смертельную дозу снотворного.
Много раньше Лиля распорядилась не устраивать могилу, а кремировать её тело и развеять прах.
Этот обряд был совершен под Москвой.
На опушку леса её поклонники привезли огромный валун. На нём выбиты три буквы — Л. Ю. Б.
Страница создана по рекомендации А.Бушкова, Ростов-на-Дону.
|