Под влиянием Делоне созданы такие картины, как «Война», «Голубой апокалипсис».
Познакомился с Александром Скрябиным и написал его портрет, на котором композитор оставил автограф: «Музыканту красок – Скрябин».
С началом Первой мировой войны, в 1915 Баранов переехал в Скандинавию, жил в Норвегии.
Здесь окончательно оформился стиль художника. Он спроектировал «оптофоническое» пианино и провёл на нём первые концерты в Христиании (ныне – Осло) и Стокгольме.
В норвежской столице состоялась и первая персональная выставка работ Баранова.
В 1917, вернувшись в Россию, Баранов обосновался в Москве, где в должности профессора преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), служил при Наркомпросе в коллегии по делам искусств и художественной промышленности, стоял во главе мастерской в ПГСХУМ (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина).
Одновременно работал и в Петрограде: исполнял революционные панно, участвовал в украшении города к первой годовщине Октября (в соавторстве с Борисом Кустодиевым и Кузьмой Петровым-Водкиным).
В 1917 представил свыше 60 своих работ на выставке в Художественном бюро Добычиной (Петроград), а также на экспозиции картин и скульптур художников-евреев (1918, Москва).
Развивая идеи орфизма, в начале 1920-х Баранов обратился к светомузыкальным замыслам Скрябина.
Он сконструировал клавир – усовершенствованный оптофон, за каждой клавишей которого были закреплены определенные звук и цвет. Свет через оптические фильтры проецировался на так называемый «хромотрон» (экран).
Первые «Оптофонические цвето-зрительные концерты» с использованием такого клавира его создатель провёл в театре Всеволода Мейерхольда (1923) и в Большом театре (1924).
В 1925 эмигрировал во Францию (Париж).
В области скульптуры и живописи Баранов-Россине в этот период создавал цикл абстрактных композиций, прочно связанных с музыкальными ассоциациями.
В этих композициях использовались принцип «ленты Мёбиуса», полихромия и материалы разного рода и фактуры.
Баранов интересовался любыми новейшими живописными течениями, в частности сюрреализмом.
Регулярно экспонировался в «Салоне Независимых» в Париже.
С началом Второй мировой войны Баранов отказался покинуть Францию.
В ноябре 1943, когда Париж был оккупирован, художник был арестован как еврей и переправлен в Германию, где погиб в нацистском концлагере Освенцим.
|