Окончательно его художественные взгляды выкристаллизовались к моменту написания обобщающего труда «Итальянские художники эпохи Возрождения» (1930).
С начала XX века ни один вопрос атрибуции картин итальянских ренессансных художников первого эшелона не обходился без участия Беренсона.
Так, он ездил в Императорский Эрмитаж для установления подлинности «Мадонны Бенуа», а в 1923 принял участие в нашумевшем судебном процессе по поводу атрибуции Леонардо да Винчи одного из вариантов «Прекрасной фероньерки».
Благодаря своему непререкаемому авторитету Беренсон, зачастую негласно, выступал художественным советником при покупке картин «старых мастеров» американскими толстосумами.
По его рекомендациям сотни, если не тысячи, первоклассных полотен покинули собрания Европы и оказались за океаном.
Особенно известно его сотрудничество с Изабеллой Стюарт Гарднер, редкостное по качеству собрание которой ныне выставлено в Бостоне, и с Джозефом Дювином, одним из ведущих антикваров мира.
Благодаря 5-процентной комиссии, взимавшейся с коллекционера за благоприятную для него атрибуцию холста, Беренсон стал состоятельным человеком и приобрёл старинную виллу во Фьезоле близ Флоренции.
Там он проживал постоянно даже во время Второй мировой войны, когда его присутствие в Италии порядком раздражало фашистов.
По завещанию Беренсона вилла со всеми находившимися на ней художественными ценностями отошла Гарвардскому университету.
На этой вилле под Флоренцией Бернард Беренсон скончался 6 октября 1959.
|