|
|
Еврейский мемориал |
|
На сайте размещены фотографии могил лиц еврейского происхождения, оставивших след
(положительный или отрицательный) в истории.
До образования государства Израиль 2000 лет евреи жили почти во всех странах мира.
Весь свой талант, знания отдавали тем странам и народам, где они жили, получая
взамен во многих случаях погромы, гонения и клевету.
Идея сайта - в кратком виде показать вклад лиц еврейского происхождения прошлых лет
в науку, культуру, политику, религию народов мира. Как в любом народе, "вклад"
некоторых лиц носил отрицательный характер.
Все фотографии взяты из Интернета и используются в НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ.
Файвель Костинский
|
|
По Лина (Горенштейн Полина) (18 января 1899г.-26 ноября 1948г.)
|
|
Могила По Лины.
Новодевичье кладбище, Москва.
http://sculptor.livejournal.com/251326.html
|
Лина По (Полина Михайловна Горенштейн) - танцовщица, балетмейстер, скульптор (слепой).
Полина Горенштейн родилась в Екатеринославе (Днепропетровск).
В детстве у Полины проявились способности к рисованию, в 14 лет она серьёзно увлеклась хореографией, а позже увлеклась и ваянием.
Она обучалась в хореографическом училище Воронкова и после его окончания в 1919 начала выступать на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По.
В 1921-м Лина переехала в Москву, где поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре и на отделение скульптуры в Высшие художественно-технические мастерские, более известные, как ВХУТЕМАС.
Времени не хватало, и она отдала предпочтение балету.
В 1924 Лина По окончила хореографические мастерские, получив диплом режиссера-постановщика танцев.
Она танцевала, преподавала и работала балетмейстером в разных театрах.
Тогда же пригодилось и её второе увлечение. Талант художника помогал Лине глубже понять искусство балета, не говоря уже о постановке танцев.
|
По Лина.
http://sculptor.livejournal.com/251326.html
|
В 1934 Лина По попала в неврологическую клинику Московского научно-исследовательского клинического института имени М. Ф. Владимирского с энцефалитом, возникшем на фоне гриппа.
Она потеряла зрение. Когда Лина По обрела возможность шевелить пальцами, она стала мять кусочки хлеба.
На свет появлялись забавные фигурки слоников, птичек, мышей.
Прошло несколько месяцев, исчезли последствия паралича, но и в этот, самый тяжёлый период душевной и физической боли, страданий и сомнений Лина постоянно работала.
На полке с её работами вскоре стояли статуэтки «Плачущая девушка», «Юный скрипач», несколько балерин и эскиз портрета племянника Ромы.
На них приходили посмотреть друзья и скульптуры. Особенно зрителям нравились фигурки танцовщиц.
В 1937, меньше, чем через год после выписки Лины По из клиники, была открыта персональная выставка её произведений, о которых заговорила пресса.
В феврале 1937 Лина По начала работать над «Танцевальной сюитой», а в мае произведение было закончено.
|
Впервые Лина взялась за многофигурную композицию, в которой соединились темы классической и народной хореографии.
Без преувеличения можно утверждать, что по сложности и естественности воплощения танца, многогранности и красоте пластики трудно найти в искусстве скульптуры на тему хореографии столь же оригинальное произведение.
Известный советский скульптор, лауреат Государственной премии СССР С. Д. Тавасиев говорил:
«Танцевальная сюита» - вещь камерная, но сколько в ней монументальности! Это настоящая скульптура... И когда я смотрю на неё - зависть берёт: как профессионально, мастерски сделана!».
Важно отметить, что зрительные образы её сновидений были очень яркими, носили не мимолетный характер, как обычно бывает, а продолжали зрительно существовать в сознании и после пробуждения. Такое редко встречающееся у людей свойство в медицинской психологии известно под названием эйдетизм.
Подобные эйдетические образы стояли перед мысленным взором Лины По.
Скульптура «Прыжок» стала гимном свободному и прекрасному человеку.
Весной 1938 «Прыжок» был показан на выставке живописи, графики и скульптуры женщин-художников, посвященной Международному женскому дню.
|
Прыжок.
http://sculptor.livejournal.com/251326.html
|
А через некоторое время, 24 мая, газета «Советское искусство» сообщала: «Последнее заседание закупочной комиссии при Государственной Третьяковской галерее состоялось на квартире скульптора Лины По.
Комиссия ознакомилась с творчеством талантливого скульптора и решила приобрести три её работы: «Прыжок», «Мальчик со змеем» и «Негритёнок».
Сотрудники Третьяковской галереи причислили «Прыжок» к лучшим произведениям пластики малых форм и чрезвычайно бережно к ней относились: когда в 1946 Московский Союз советских художников устраивал выставку
|
скульптуры Лины По за десять лет творчества, дирекция галереи отказалась дать для экспозиции в Центральном Доме работников искусств СССР эту работу.
Для этой выставки Лина по памяти повторила «Прыжок», который в некоторых деталях превосходил произведение 1938.
Творчество незрячего скульптора продолжалось с 1936 по 1948, и ею было создано более ста скульптур.
Народный артист СССР Соломон Михоэлс в книге отзывов на выставке произведений Лины По записал: «Талант всегда зрячий».
О работах Лины По очень тепло отзывался и Сергей Тимофеевич Коненков.
В 1939 Лину По приняли в Московский союз советских художников.
Единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур – в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.
Её имя имеет мировое значение. Её талант был очень высоко оценён многими.
В ноябре 1948 Лина была вынуждена лечь на операцию.
26 ноября 1948 Лина По скончалась.
Лина По была похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище.
|
Скульптурный автопортрет Лины По,
слепого скульптора.
http://sculptor.livejournal.com/251326.html
|
|
Еврейский мемориал |
|
Менора: http://ru.wikipedia.org/wiki/Менора
|
|
|