|
|
Еврейский мемориал |
|
На сайте размещены фотографии могил лиц еврейского происхождения, оставивших след
(положительный или отрицательный) в истории.
До образования государства Израиль 2000 лет евреи жили почти во всех странах мира.
Весь свой талант, знания отдавали тем странам и народам, где они жили, получая
взамен во многих случаях погромы, гонения и клевету.
Идея сайта - в кратком виде показать вклад лиц еврейского происхождения прошлых лет
в науку, культуру, политику, религию народов мира. Как в любом народе, "вклад"
некоторых лиц носил отрицательный характер.
Все фотографии взяты из Интернета и используются в НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ.
Файвель Костинский
|
|
Парнох семья:
|
Парнох Яков - отец (1847г.-5 мая 1912г.)
|
Парнок (Парнох) София - дочь (30 июля 1885г.-26 августа 1933г.)
|
Парнах (Парнох) Валентин - сын (15 июля 1891г.-29 января 1951г.)
|
Тараховская (Парнох) Елизавета - дочь (15 июля 1891г.-13 ноября 1968г.)
|
|
Дом семейства Парнох.
Улица Александровская 62, Таганрог, Ростовская область.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парнох,_Яков_Соломонович
|
Яков Соломонович Парнох — провизор, владелец аптеки, член городской Думы Таганрога, почётный гражданин Таганрога.
Яков Парнох родился в Таганроге, Ростовская область. Отец — Залман Парнох, учитель, моэль, многие годы прослуживший старостой Таганрогской синагоги.
(Моэль – человек, производящий обрезание еврейских младенцнев мужского пола на восьмой день после рождения).
Согласно семейному преданию, предки Якова Соломоновича Парноха в XV веке после изгнания евреев из Испании бежали на восток и в середине XIX века осели в Таганроге.
Яков Парнох учился в Таганрогской мужской гимназии.
Закончил Киевский университет, выдержав экзамен на звание провизора.
Работал в Таганроге управляющим в аптеке Моисея Штримера, прослужив в этой должности 28 лет, до приобретения собственной аптеки в 1896.
В 1884 женился на Александре Абрамовне Идельсон, выпускнице 7-го выпуска Высших женских врачебных курсов при петербургской Императорской медико-хирургической академии.
В этом браке родилось трое детей: София, Валентин и Елизавета (близнецы).
В апреле 1895 Парноха постигла трагедия: умерла жена Александра Абрамовна, оставив его с тремя малолетними детьми.
|
Парнох Яков.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парнох,_Яков_Соломонович
|
После смерти жены Яков Парнох становится в Таганроге общественно значимой фигурой.
Участвует в различных начинанийх и благотворительных акциях, выбирается в попечительский совет и становится казначеем приюта для младенцев-сирот Мариинского общества «Ясли», членом поверочной комиссии таганрогского управления Российского общества Красного Креста, участвует в деятельности Общества призрения неимущих и Обществ взаимного кредита.
В 1900 стал потомственным почётным гражданином Таганрога.
В 1902 семья перебралась в квартиру, находившуюся в том же доме, где располагалась аптека Парноха Якова.
Умер Яков Парнох 5 мая 1912 в Таганроге.
|
|
Могила Парнок Софии.
Введенское кладбище, Москва.
http://www.m-necropol.ru/
|
София Яковлевна Парнок (Парнох) — поэтесса, переводчица.
В 1909 приняла православие.
София Парнок родилась в Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье.
Сестра известного музыкального деятеля, поэта и переводчика Валентина Парнаха и поэтессы Елизаветы Тараховской.
Ранняя смерть матери (она умерла вскоре после рождения близнецов, Валентина и Елизаветы) и второй брак отца, женившегося на их гувернантке, сделали жизнь в таганрогском доме навсегда нестерпимой, а отношения с отцом отчуждёнными.
После окончания с золотой медалью Таганрогской Мариинской гимназии (1894—1903) — год жила в Швейцарии, где училась в Женевской консерватории, по возвращении в Россию занималась на Бестужевских курсах.
Печатать стихи начала с 1906.
Некоторое время была замужем за литератором В. М. Волькенштейном (брак был заключён по иудейскому обряду).
С 1913 сотрудничала в журнале «Северные записки», где кроме стихов публиковала переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».
|
Парнок София.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Парнок,_София_Яковлевна
|
Парнок-критика высоко ценили современники; её статьи отличались ровным доброжелательным тоном и взвешенной оценкой достоинств и своеобразия конкретного поэта.
Ей принадлежат сжатые и чёткие характеристики поэтики О. Мандельштама, А. Ахматовой, В. Ходасевича, Игоря Северянина и других ведущих поэтов 1910-х; признавая талант ряда акмеистов, она тем не менее отвергала акмеизм как школу.
Парнок принадлежит одно из наиболее ярких выступлений против Валерия Брюсова, «играющего роль великого поэта» (1917).
В 1914 познакомилась с Мариной Цветаевой. Цветаева посвятила Софии Парнок цикл стихотворений «Подруга».
Первый сборник Софии Парнок «Стихотворения» вышёл в Петрограде в 1916 и встретил в общем положительные отклики критики.
В 1917 уехала в город Судак (Крым), где прожила до начала двадцатых годов; среди её друзей этого периода — Максимилиан Волошин, сёстры Аделаида и Евгения Герцык.
В Судаке познакомилась с композитором А. Спендиаровым и, по его просьбе, начала работу над либретто оперы «Алмаст».
Вернувшись в Москву, занималась литературной и переводческой работой.
Была одним из учредителей объединения «Лирический круг» и кооперативного издательства «Узел».
Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928). Последние два сборника вышли в издательстве «Узел».
Парнок не примыкала ни к одной из ведущих литературных группировок.
Она критически относилась как к новейшим течениям в современной ей литературе, так и к традиционной школе.
Её поэзию отличает мастерское владение словом, широкая эрудиция, музыкальный слух.
В московском Большом театре 24 июня 1930 с триумфальным успехом состоялась премьера оперы А. Спендиарова «Алмаст» по её либретто.
В стихотворении «Евреям» (1903) София Парнок высказывает веру в возрождение еврейского народа; даже после принятия православия поэтесса не только не отрекается от своего еврейского происхождения, но и говорит о верности ему (стихотворение «Я не знаю моих предков — кто они?», 1915), а в период душевных исканий обличает современное состояние православной церкви.
В последние годы Парнок, лишённая возможности печататься, как многие литераторы, зарабатывала переводами.
Умерла София Парнок от разрыва сердца 26 августа 1933 в селе Каринском под Москвой.
Похоронена в Москве, на Введенском кладбище в Лефортово.
На её похоронах присутствовали Борис Пастернак и Густав Шпет.
В некрологе В. Ходасевич написал: «Ею было издано много книг, неизвестных широкой публике — тем хуже для публики».
Возвращение Софии Парнок в литературу состоялось благодаря Софье Поляковой, сохранившей её поздние неопубликованные произведения и издавшей в 1979 в США все 261 стихотворение с подробным предисловием.
|
Парнах Валентин.
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=703
|
Валентин Яковлевич Парнах (Парнох) — поэт, переводчик, музыкант, танцор, хореограф, основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», пионер отечественного джаза.
Первое выступление его экспериментального джаз-банда 1 октября 1922, принято считать днём рождения джаза в России.
Валентин Парнах родился в Таганроге.
Начав литературную деятельность, Валентин, интересовавшийся своими еврейскими корнями, изменил фамилию в соответствии с сефардским произношением.
В 9 лет написал своё первое стихотворение. Оно начиналось словами:
«Мойсей, о, если б ты увидел
Позор народа своего …».
Детство и юность провёл в Таганроге. Получил хорошее домашнее образование, затем учился в гимназии.
С золотой медалью окончил таганрогскую мужскую гимназию.
В 1910 был принят в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет в числе 45 евреев, «положенных» на всю Россию согласно процентной норме.
Через некоторое время перешёл на романское отделение историко-филологического факультета.
Одновременно с учёбой успевал заниматься музыкой под руководством М. Ф. Гнесина и драматическим искусством в студии В. Э. Мейерхольда.
В 1915 выехал во Францию, где прожил около 6 лет. Путешествовал по Аравии и Палестине, Испании, Египту и Сицилии, искал и изучал следы древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, созданной жертвами инквизиции, главным образом евреями, писавшими на испанском и португальском языке.
В Париже был близок с И. Эренбургом, входил вместе с Довидом Кнутом, А. Гингером, Б. Поплавским и другими в созданную им русскую литературную группу «Палата поэтов», печатал многочисленные статьи, переводы и эссе в периодических изданиях французского авангарда.
В ноябре 1921 Валентин Парнах сыграл главную мимическую роль в драме-буфф «Театр ужасов», которую поставил в «Передвижном Театре на Столах» в Париже его старый знакомый по Ростову Павел Вейсбрем-Куклимати.
Первые стихотворные книги Парнаха вышли в Париже, их иллюстрировали Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, а одну из них предварял портрет Валентина работы Пабло Пикассо.
В июле 1921 в модном парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла». Эта музыка его потрясла.
Во второй половине августа 1922 вернулся в Россию, привезя с собой комплект инструментов для джаз-банда.
Парнах первым в России написал по-русски слово «джаз». Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда, создаёт в Москве ансамбль, называемый «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха».
Первый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС) в Малом Кисловском переулке.
На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, на ударных — актёр Александр Костомолоцкий. Саксофонист — бывший полковой музыкантский воспитанник Мечислав Капрович, контрабасист — Сергей Тизенгайзен.
«Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в государственных торжествах (карнавальный парад на сельскохозяйственной выставке, Москва, 1923).
Летом 1924 «Джаз-банд» Парнаха играл для делегатов V конгресса Коминтерна.
Вернувшись в Россию, заведовал музыкальной и хореографической частью в театре В. Мейерхольда. По приглашению С. Эйзенштейна в том же году Парнах преподавал хореографию в драматической студии Первого рабочего театра Пролеткульта.
В 1925 в Москве за счёт автора был издан первый и единственный в советский период сборник стихов В. Парнаха «Вступление к танцам».
С конца 1925 по конец 1931 Валентин Парнах жил во Франции. Уехав в Париж, он оставался сотрудником театра Мейерхольда, готовя для него культурную информацию.
В 1926 в американо-еврейском ежеквартальнике «Менора джорнал» (№3) была опубликована статья Парнаха «В русском литературном мире» — о роли евреев в новейшей русской литературе, в которой он подробно останавливается на творчестве и биографиях М. Гершензона, Б. Пастернака, О. Мандельштама, П. Антокольского и Б. Лапина.
В 1930 вышла книга Парнаха «Инквизиция» (на французском языке), в которую наряду с монографическими статьями включены переводы произведений преследовавшихся инквизицией поэтов-евреев (с испанского, португальского и иврита; например, «Тлуна ал ха-зман» — «Жалоба на эпоху» Иехуды Абраванеля).
В 1941 он попал в эвакуацию в Чистополь, вместе с Мариной Цветаевой.
В 1949 В. Парнаху удалось опубликовать книгу поэта эпохи Возрождения Агриппы д’Обинье.
Стихи д’Обинье, обличающие забвение христианских заповедей, Парнах выдал за антирелигиозные.
Умер Валентин Парнах 29 января 1951 в Москве.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Проститься с Валентином Яковлевичем на похоронах посчитали своим долгом Фаина Раневская, Илья Эренбург, Михаил Гнесин, Леонид Утёсов, Дмитрий Шостакович и многие другие деятели культуры.
В октябре 2012 в Москве была проведена серия мероприятий, посвящённых 90-летию российского джаза и основателю первого отечественного джазового оркестра Валентину Парнаху.
|
Елизавета Яковлевна Тараховская — поэтесса, переводчик.
Сестра поэтов Валентина Парнаха и Софии Парнок.
Елизавета Тараховская родилась в Таганроге.
Закончила с золотой медалью женскую Мариинскую гимназию в Таганроге.
Училась на Бестужевских курсах в Петрограде.
В 1920 в Ростове вышла замуж за Александра Абрамовича Тараховского.
Елизавета Тараховская переводила на русский язык стихи для детей поэтов Ю. Тувима (Польша), К. Мухаммади (Узбекистан), М. Дилбази (Азербайджан), М. Бараташвили (Грузия), Э. Межелайтиса (Литва), А. Босева (Болгария) и многих других.
До сих пор во многих театрах России, включая Театр кукол имени С. В. Образцова, идёт написанная Е. Я. Тараховской сказка «По щучьему велению».
Из всех детей первого брака Якова Парноха Елизавета Тараховская в системе советской литературы оказалась наиболее устроенной.
Это обстоятельство позволяло ей помогать семье своего брата, Валентина Парнаха, в те годы, когда они испытывали нужду.
Публикации:
Птица. Стихи
|
Тараховская Елизавета.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тараховская,_Елизавета_Яковлевна
|
Стихи и сказки.
Скрипичный ключ. Стихи.
Сказка про живую воду.
Метро.
Стихи.
Калитка в сад.
Солнечные часы.
Дружба.
Воздушный парад.
Метрополитен и другие.
Умерла Елизавета Тараховская 13 ноября 1968 в Москве.
Похоронена на Новодевичьем кладбище.
|
|
Еврейский мемориал |
|
Менора: http://ru.wikipedia.org/wiki/Менора
|
|
|