Он знакомится с лидером независимых социал-демократов Куртом Эйснером.
Несмотря на молодость, Толлер обнаруживает мощную харизму, способность убеждать людей и невольно становится одним из лидеров стачки. Толлера снова сажают в тюрьму, якобы, за дезертирство.
В переполненной дезертирами тюрьме царит атмосфера безумия и отчаяния.
В этой атмосфере Толлер начинает писать стихи (будущая книга «Песни заключённых»).
В 1918, выйдя из тюрьмы, он заканчивает «Преображение», одну из главных пьес немецкого экспрессионизма.
«Преображение» сразу становится очень популярным, его много раз ставят в Берлине, а затем и в других странах, в частности, в Советской России.
Тем временем война кончается поражением, в ноябре 1918 в Германии происходит Ноябрьская революция.
В Баварии к власти приходят левые социалисты во главе с Куртом Эйснером, провозглашается Баварская республика.
Толлер едет в Мюнхен, помогать Эйснеру, но того вскоре убивает офицер-монархист.
В начале апреля 1919 власть берут рабочие советы — и Толлер в 24 года становится одним из лидеров республики.
К этому времени в Берлине уже подавлено восстание советов под предводительством Карла Либкнехта и Розы Люксембург.
Берлин не признает Советскую республику и посылает в Баварию войска. Толлер становится руководителем обороны.
В результате внутренних склок и неравенства сил (несколько тысяч рабочих против 60-тысячной армии) Советская республика держится всего месяц.
Толлер предлагает правительству пойти на переговоры о капитуляции. Однако, коммунисты отказывают ему — Толлер уходит с поста командующего и становится рядовым красноармейцем.
Первого мая германские войска и отряды фрайкора (добровольческий корпус) берут Мюнхен и устраивают массовый террор.
Однако Толлер несколько месяцев скрывается. Его находят уже после окончания расправ и осуждают на пять лет тюрьмы.
Здесь Толлер пишет свои лучшие экспрессионистские драмы — «Человек-Масса» и «Немецкий калека» (а также пьесы «Разрушители машин», «Освобождённый Вотан», «Месть осмеянных любовников»).
Здесь же он создает несколько сборников стихов.
Толлер становится самым знаменитым немецким драматургом и политзаключенным.
В 1925 Толлер выходит на свободу. Несмотря на славу, его ждёт разочарование.
Он сочиняет ещё несколько пьес — «Слепая богиня», «Туши котлы!», «Чудо в Америке», «Мира не будет!», «Пастор Халь» — но они по большей части публицистично-антифашистские.
Интересуясь всеми попытками строительства новой жизни, Толлер много ездит — и в 1930 выпускает книгу «Вдоль и поперёк» про путешествия в СССР, Америку, Индию и Палестину.
28 февраля 1933, в ночь поджога рейхстага, в квартиру Толлера ворвалось гестапо — ареста и убийства он избежал только потому, что накануне уехал выступать в Швейцарию.
Из Швейцарии Толлер переезжает во Францию, Лондон, а затем в США.
В 1933, в эмиграции он выпускает одну из лучших своих книг — воспоминания «Юность в Германии».
В Америке Толлер становится лидером немецких антифашистов. Он ведет агитацию, пытается объединить беженцев, всячески помогает им, выбивает визы, виды на жительство и разрешения на работу.
С началом войны в Испании Толлер разворачивает мощную кампанию помощи республике и беженцам, собирает деньги (и сам отдает все свои сбережения).
Он встречается с конгрессменами и президентом Франклином Рузвельтом, пытаясь убедить их, что Испания для фашистов лишь репетиция большой войны.
С 1937 Толлер все сильнее страдает от депрессии.
Собранная им для республики огромная сумма денег попадает в руки националистов.
Его брат и сестра находятся в нацистском концлагере.
Победа Франко приводит его в отчаяние — 22 мая 1939, в день победного марша националистов в Мадриде, Толлер повесился в ванной своего номера в нью-йоркском отеле «Мэйфлауэр».
Некрологи о нём написали Уистен Оден, Уильям Батлер Йейтс, Лион Фейхтвангер, Томас Манн, Зигмунд Фрейд и многие другие.
|