В 1940 г. перебралась в Кишинёв, где был создан Молдавский государственный еврейский театр, в котором Таль участвовала во многих постановках, с успехом исполнила роль Зямки Копача (в одноименной пьесе М. Даниэля); в эстрадном представлении — роль Чарли Чаплина.
Один из ярчайших образов, созданных Таль в годы работы в Молдавском государственном еврейском театре, — мальчик Мотл в спектакле по повести Шалом Алейхема «Мотл Пейси дем хазнс» (позднее чтение отрывка из этой повести стало коронным эстрадным номером Таль).
В июле 1941 г., в начале нацистской оккупации Бессарабии, Таль эвакуировалась в Ташкент, где работала на Узбекской киностудии, озвучивая кинофильмы, затем в составе театральной бригады дала более тысячи концертов, выступала в госпиталях, перед бойцами, которые отправлялись на фронт, перед работниками тыла.
Таль выступала как исполнительница песен народов Советского Союза: еврейских, грузинских, узбекских и других. Летом 1945 г. Таль возвратилась в Черновцы.
С 1946 г. до конца 1970-х гг. Таль как актриса Театра малых форм Черновицкой филармонии выступала во многих еврейских концертных программах с песнями, комическими, драматическими, сатирическими сценами, монологами и скетчами.
Конец 40-х, начало 50- годов был отмечен репрессиями на евреев, на еврейскую культуру. Надо было иметь мужество исполнять в это время песни на идиш. После разгрома в 1952 году еврейского искусства по всему Союзу, Сиди Таль была одна из немногих, кто продолжал свои выступления на идише в совершенно неповторимом своём стиле.
Актриса много гастролировала по Украине, Литве, России и другим республикам. В эстрадном репертуаре Таль заметное место занимала тема Катастрофы (в частности, драматический монолог А. Нугера «Сердце матери» — плач матери о детях, погибших в Бабьем Яре).
Современная еврейская жизнь в Советском Союзе была отражена в ее программах «В добрый час», «Врагам назло» и ревю «Красные апельсины» (по пьесам М. Сакциера). Артистический талант Таль высоко ценили такие видные мастера сцены, как С. Михоэлс, А. Райкин, Л. Утёсов. О ее мастерстве
говорили не только евреи. Как всякий талант, Сиди Таль привлекала людей разных национальностей, для которых искусство — это язык, не нуждающийся в переводе.
В 1965 г. Сиди Таль было присвоено звание заслуженной артистки УССР.
Сиди Таль скончалась 17 августа 1983 года в Черновцах. В этот день телеканалы сорока стран мира прервали свои программы, чтобы сообщить о ее смерти.
За годы советской власти в Черновцах не было таких многолюдных похорон. Хоронил ее весь город. От филармонии до кладбища гроб несли на руках. В последний путь ее провожали тысячи людей.
Письма и телеграммы с соболезнованиями пришли от Никиты Богословского, Сергея Образцова, Святослава Рихтера, Аркадия Райкина, Людмилы Зыкиной, Эмиля Гилельса, Ады Роговцевой, Марии Мироновой, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи, Левка Дуткивского, Василя Зинкевича, Романа Карцева, Михаила Жванецкого и многих других известнейших артистов, музыкантов и писателей.
Имя Сиди Таль принадлежит истории.
|