С августа 1944 Шпильман скрывался по чердакам разрушенных домов.
Последним, кто помог Шпильману скрыться от облав перед приходом советских войск, был немецкий офицер Вильгельм Хозенфельд.
В последние месяцы Второй мировой войны в сгоревшем доме у расстроенного фортепиано польский пианист Владислав Шпильман столкнулся лицом к лицу с немецким офицером – капитаном резерва, своим спасителем.
Шпильман не мылся уже несколько месяцев и более года жил, питаясь на помойках. Он был готов к удару или выстрелу в упор, но вместо этого офицер начал разговор. Он спросил Владислава о профессии и Шпильман ответил:
"Пианист".
Немец показал на разбитое пианино и приказал играть.
Это было совсем непростым делом для слабого, голодного, три года не прикасавшегося к клавишам человека.
Шпильман начал наигрывать "Ноктюрн до-диез минор" Шопена; это была та самая пьеса, которую музыкант записывал на Польском радио в день нацистского вторжения в Варшаву.
После минутного молчания офицер спросил Шпильмана:
"Вы еврей?", а потом дал ему одежду и еды на несколько недель.
Это был Вильгельм Хозенфельд.
Он умер в лагере для немецких военнопленных в 1952.
Сын Владислава Шпильмана Анджей долгое время просил Яд ва-Шем признать Хозенфельда Праведником мира. Вместе с ним и вся семья Шпильмана и тысячи других людей считали, что Хозенфельд достоин этого звания за человечность во время войны.
Вильгельм Хозенфельд посмертно был признан Праведником мира.
Владислав Шпильман после окончания войны в течение 20 лет работал на варшавском радио, продолжал выступать как пианист-исполнитель.
Написал новые симфонические произведения, а также около тысячи песен. Среди них «Дождь», «Этих лет никто не вернет», «Нет счастья без любви», «Не верю песне», «Красный автобус», «Тихая ночь», «Время придёт», «Завтра будет хороший день».
Он сочинил более пятидесяти песен для детей, музыку ко многим радиопостановкам и фильмам, а также позывные Польской кинохроники.
Вместе с Брониславом Гимпелем и Тадеушем Вронским они создали «Варшавский квинтет», дав более двух тысяч концертов в различных странах.
Шпильман написал мемуары, основанные на воспоминаниях о пережитом им во время войны.
В литературной обработке Ежи Вальдорффа под названием «Гибель города» они были изданы в 1946 в Польше.
В 1998 вышло переиздание — «Пианист: необычайная и подлинная история о выживании одного человека в Варшаве 1939—1945». Это издание было переведено на 38 языков мира.
По этой книге был поставлен фильм режиссёра Романа Полански «Пианист» (2002).
Фильм «Пианист» завоевал три премии «Оскар», премию Британской академии кино и телевизионных искусств и «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале.
Когда Шпильман возобновил свою работу на радиосети в 1945-м, он открыл свое первое выступление «Ноктюрном до-диез минор» Шопена, причём с той части этого произведения, на которой пианиста прервали шесть лет назад, 23-го сентября 1939-го, когда немецкие бомбы попали в студию Польского радио.
С 1945-го по 1963-й Владислав был директором Департамента музыки на Польском радио.
К моменту смерти он был одним из самых известных и популярных музыкантов послевоенной Польши.
Скончался Владислав Шпильман 6 июля 2000 в Варшаве.
Похоронен на воинском кладбище Повонзки, Варшава.
|
Улица имени Владислава Шпильмана, Варшава, Польша.
http://www.szpilman.net/
|
|