Следует отметить, однако, существование между ними значительных расхождений в понимании идеалов Просвещения. В отличие от Г. Лессинга, полагавшего, что евреи должны культурно ассимилироваться, Мендельсон не был готов отказаться от своего еврейства, веря, что сумеет доказать собственным примером возможность участия еврея в общечеловеческой культуре без утраты им своей национально-религиозной индивидуальности.
Вместе с Г. Лессингом Мендельсон принял участие в сборнике «Письма о новейшей литературе», где довольно резко раскритиковал позицию самого короля Фридриха II Великого в вопросе о немецкой литературе по сравнению с французской. Прусский король не забыл эту критику и дважды вычёркивал имя Мендельсона, которого Академия была бы рада видеть в числе своих членов, из списка.
В XVIII веке Мендельсон был одним из немногих евреев, которому удалось снискать уважение и признание в учёном мире. Он дружил с философами И. Гердером и И. Кантом, естествоиспытателем и путешественником Александром Гумбольдтом.
Он стал примером для многих своих братьев по вере, и берлинская еврейская община гордилась им. Тем не менее, несмотря на его известность в Европе, в Пруссии Мендельсона только терпели.
Мендельсон считается инициатором движения «еврейского просвещения» — Хаскала. Его выступление «Что такое просвещение?» в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце XVIII века в Германии.
Когда Г. Лессинг написал свою пьесу «Натан мудрый», ставшую горячей проповедью веротерпимости и человечности, нетрудно было догадаться, что прототипом для Натана служил Мозес Мендельсон.
Мендельсон никогда не призывал евреев к религиозной ассимиляции. Сам он всегда оставался верующим евреем, открытым, вместе с тем, веяниям современного мира и достижениям цивилизации.
Мендельсон оказал большое влияние на развитие философской мысли и гуманистических традиций XVIII века. Его эстетическая теория повлияла на формирование взглядов И. Гёте, Ф. Шиллера и И. Канта. «Лаокоон» Г. Лессинга (1766) также многим обязан влиянию Мендельсона.
В 1763 Мендельсон был награждён Прусской академией искусств за лучшую разработку философской темы в эссе «Об очевидности в метафизических науках», представленном на конкурс, в котором участвовали многие известные философы той поры, в том числе и И. Кант.
В 1767 Мендельсон опубликовал свою наиболее известную работу — «Федон, или О бессмертии души», в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Б-гом и предложил доказательство бессмертия человеческой души.
Со всех сторон он получал восторженные отклики, его хвалили за прозрачность и ясность мысли, формы и стиля.
Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786.
Похоронен на старинном еврейском кладбище в районе Ораниенбургер штрассе, Берлин, основанном в 1672.
В 1943 фашисты разбили памятники и сравняли кладбище с землёй. Была разбита надгробная плита:
«Здесь покоится рабби Мозес из Дессау».
Ныне на могиле восстановлен памятник, одиноко стоящий на территории бывшего кладбища.
|