После получения степени доктора литературы в 1922 в университете Фрайбурга некоторое время проработал в книжной лавке в Берлине.
В 1928 он возвращается в Фрайбург, чтобы продолжить изучение философии под руководством философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера.
Затем испытал влияние фрейдизма и марксизма и стал работать в Институте социальных исследований при университете Франкфурта-на-Майне вместе с Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером.
После прихода нацистов к власти в 1933 почти все члены института, в том числе и Маркузе, эмигрируют в США.
Для него было большой неприятностью узнать, что значительная часть немецкой интеллигенции, включая его бывшего учителя Хайдеггера, приняла нацизм.
«Франкфуртцы» были одними из тех, кто принёс в Америку европейские традиции в образовании.
Ими была создана в Нью-Йорке «Новая школа социальных наук».
Маркузе обращается к исследованию психологии коллектива и личности, его интересует, как общество может деформировать личность.
После 1945 Маркузе работает в Германии экспертом американской разведки по денацификации.
Он много времени посвящает выяснению, можно ли того или иного человека считать нацистом по убеждению, нацистом ради карьеры, или же нацистом, ставшим таковым по принципу «все вступали и я вступал».
После того как денацификация стала сворачиваться и разгорелась холодная война, Маркузе ушёл из разведки.
Но за это время он успел поработать с колоссальным количеством документов. Особенно его заинтересовала советская пропагандистская и идеологическая литература.
По ней Маркузе написал книгу «Советский марксизм», где было изложено подробное описание советского марксизма-ленинизма и его критика, как с точки зрения классического марксизма, так и с точки зрения Франкфуртской школы.
В знаменитой книге «Одномерный человек» для Маркузе нет героев.
Все жертвы и все зомбированы, никто не действует по собственной воле.
Общество стало бесклассовым, но оно далеко от марксова идеала коммунизма.
Вместо коммунизма получилось одномерное общество, неототалитарная Система, существующая за счёт гипноза средств массовой информации, которые внедряют в каждое индивидуальное сознание ложные потребности и культ потребления.
В СССР сама идеология становится фактором отчуждения. Она гораздо грубее, чем на Западе, но тем самым дает людям некий шанс уйти от политики в культуру.
Труд Маркузе «Эрос и цивилизация», опубликованный в 1955, стал, наряду с трудами Леви-Стросса и Кон-Бендита, одной из ключевых работ эпохи начала «сексуальной революции».
Герберт Маркузе умер 29 июня 1979 в Штарнберге, Германия.
Похоронен на Городском кладбище Святой Доротеи, Берлин, Германия.
|