Масада — древняя крепость, которая находится вблизи израильского города Арад, у шоссе Эйн-Геди — Эйн-Бокек у юго-западного побережья Мёртвого моря.
На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 метров над Мёртвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод I Великий, построил убежище для себя и своей семьи.
В крепости сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских.
Крепость использовалась также для хранения царского золота.
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведёт узкая, так называемая змеиная тропа.
Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров.
Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен.
На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.
Одна из наиболее поразительных находок — синагога.
Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.
Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.
В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.
В 67 году н.э. в Масаде обосновались сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.
В 70 году н.э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших.
Небольшая группа борцов за независимость Израиля бежала из Иерусалима в крепость Масада у Мёртвого моря.
Защитников крепости едва насчитывалось около тысячи человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду ещё три года.
Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.
Когда стало ясно, что силы на исходе, руководитель обороны Эльдар бен Яир призвал защитников крепости добровольно уйти из жизни, чтобы не быть рабами Рима.
Иосиф Флавий пишет в «Иудейской войне»:
Он собрал наиболее решительных из своих товарищей и обратился к ним со следующей речью:
«Уже давно, храбрые мужи, мы приняли решение не подчиняться ни римлянам, ни кому-либо другому, кроме Б-га, ибо он один истинный и справедливый царь над людьми...
Пусть наши жёны умрут не опозоренными, а наши дети — не изведавшими рабства...
Умрём, не испытав рабства врагов, как люди свободные, вместе с жёнами и детьми расстанемся с жизнью».
Еврейская религия запрещает самоубийство.
Мужчины убили жён и детей, затем жребий определил десять человек, которые закололи всех остальных.
Эта десятка метала жребий, чтобы определить одного человека, которому «девять из оставшихся подставили свое горло».
Трудно описать конец трагедии лучше, чем это сделал автор «Иудейской войны»:
«Наконец, оставшийся самым последним осмотрел кучи павших, чтобы убедиться, не остался ли кто-либо, кому нужна его рука, и, найдя всех уже мёртвыми, поджёг дворец.
Твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства...
Число убитых, включая женщин и детей, достигло 960».
Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая.
Cопоставление еврейских и римских исторических хроник, а также археологические находки на территории крепости, в числе которых — каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, косвенно это подтверждают.
С падением крепости Масада почти на 1900 лет прерывается история независимости государства Израиль.
Великий подвиг еврейского народа повторился через тысячелетия во время Великой Отечественной войны 1941-1945 (смотри страницу "Белорусская Масада").
|