У колыбели музыкального образования в России оказались в основном евреи: Санкт-Петербургскую консерваторию основал Антон Рубинштейн, Московскую - его брат Николай, музыкально-педагогический комплекс в Москве – сёстры Гнесины, Донскую консерваторию в Ростове основал брат сестёр Михаил Гнесин.
Вот, что горит о семье Гнесиных Тихон Хренников:
"Я преклоняюсь перед семьёй Гнесиных, их общественная и преподавательская деятельность имеет огромнейшее значение для развития русской музыкальной культуры. Они сделали не меньше, чем семья евреев Рубинштейнов. Их влияние колоссально, они по сути дела определили развитие музыкальной культуры России, музыкального образования в нашей стране."
Сёстры Гнесины: Евгения, Елена, Мария, Елизавета, Ольга - родились в Ростове-на-Дону в семье Фабиана Осиповича Гнесина, казённого раввина, и Беллы Исаевны Флетзингер -Гнесиной.
В семье Гнесиных постоянно звучала музыка. Старшую дочь, Евгению, отправили в Московскую консерваторию едва ей исполнилось 14 лет. Затем настала очередь второй дочери, Елены.
Среди преподавателей Елены и Евгении были знаменитые композиторы А. С. Аренский и С. И. Танеев.
Вслед за Еленой и Евгенией вскоре поступили в консерваторию и младшие сёстры: Мария и Елизавета. Рядом с ними в консерватории обучались высокоодарённые музыканты, ставшие впоследствии гордостью русского искусства: А. Н. Скрябин и С. В. Рахманинов, многие знаменитые русские пианисты и композиторы.
После окончания консерватории (с серебряной медалью) Елена начала концертировать как солирующая пианистка, ансамблистка и аккомпаниатор (а выступала в этом качестве она с Л. В. Собиновым и П. А. Хохловым).
Сестра Евгения была тесно связана с кружком любителей литературы и искусства, которым руководил молодой купеческий сын Константин Алексеев - в будущем К. С. Станиславский.
И вот, у старших сестёр возникла идея объединить свои усилия в области педагогики, и было решено создать своё музыкальное учебное заведение, как только третья сестра, Мария, завершит консерваторский курс.
Сёстры сначала организовали музыкальную школу. Пока школа располагала только одним роялем (на приобретение второго просто не было средств).
И вот, в начале февраля 1895 в Москве открылось "Училище сестёр Е. и М. Гнесиных" (под "Е" подразумевались Евгения и Елена, под "М" - Мария). Все организационные дела по училищу взяла на себя Елена.
Сначала педагогический коллектив состоял только из трёх сестёр Гнесиных. Но уже в 1901, окончив консерваторию, в этот коллектив влилась четвёртая сестра, Елизавета, и появился класс скрипки.
Итак, при наличии жестокой процентной нормы для евреев, четыре дочери раввина - одна за другой - поступают в Московскую консерваторию и успешно заканчивают её.
Одной из первых выпускниц училища была самая младшая сестра Ольга (она обучалась у Елены Фабиановны), которая тоже стала преподавать в училище.
Сёстры не только вели специальные классы игры на фортепиано и скрипке, но и теоретические, хоровые, ансамблевые, причём этим дисциплинам придавалось очень большое значение, чем училище Гнесиных существенно отличалось от других частных учебных заведений Москвы.
Елена преподавала методику игры на фортепиано, вела она и хоровой класс, в котором объединялись все учащиеся.
Евгения преподавала как фортепиано, так и детское сольфеджио, а Елизавета вела классы скрипки, камерного ансамбля, а затем и сольфеджио.
Вскоре училище молодых сестёр получило такую известность, что в него стали поступать взрослые ученики, готовившиеся к дальнейшей учёбе в консерваториях - Московской, Петербургской, Лейпцигской.
Сёстры стали привлекать для преподавания музыкантов, в чьей квалификации и добросовестности они были уверены. Такими преподавателями стали выдающиеся композиторы Р. М. Глиэр, А. Т. Гречанинов, известная пианистка Е. А. Бекман-Щербина.
В 1902 был снят небольшой деревянный особнячок на Собачьей площадке, 5. В этом доме семья Гнесиных и их учебное заведение прожили более полувека.
Ольга, кроме музыки, серьёзно занималась живописью.
Произошло знакомство Луначарского с Еленой Фабиановной, что впоследствии немало помогло сохранению и развитию училища (после революции).
Среди учеников были будущие пианисты мирового масштаба - Н. А. Орлов, Л. Н. Оборин.
Вскоре после революции Гнесины понесли первую чувствительную утрату: 11 октября 1918 скончалась Мария Фабиановна.
В 1919 по решению Луначарского, училищу был придан статус Государственной музыкальной школы, которая в 1925 была преобразована в Государственный музыкальный техникум имени Гнесиных.
В 1936 техникум был преобразован в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных.
В училище стал преподавать ещё один Гнесин - композитор Михаил Фабианович, ученик Н. Римского-Корсакова и А. К Лядова.
Среди учеников М. Ф. Гнесина - композиторы В. Л. Клюзнер, А. С. Леман, А. И. Хачатурян.
С 1929 по 1932 в техникуме обучался Т. Н. Хренников, который впоследствии посещал занятия у М. Ф. Гнесина.
6 апреля 1940 умерла Евгения Фабиановна - старшая сестра и многолетний соратник Елены Фабиановны.
После начала Великой Отечественной войны шла подготовка концертных бригад для армии и госпиталей.
В марте 1944 вышло постановление правительства о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
Появилось отделение народных инструментов, было организовано заочное отделение, было создано отделение музыкальных театров.
Елена Фабиановна стала передавать руководство учебными заведениями в руки своих учеников.
29 апреля 1953 скончалась Елизавета Гнесина.
9 марта 1963 умерла Ольга Фабиановна, самая младшая, воспитанница и ученица Елены Фабиановны.
Из всей большой семьи Гнесиных Елена Фабиановна осталась одна.
31 мая 1967 Елене Фабиановне Гнесиной исполнилось 93 года, и на следующий день она скончалась.
Прах её захоронен на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами сестёр и брата.
Крестившиеся дочери ростовского раввина были обласканы судьбой. Дело их жизни имело большой успех, они воспитали несколько поколений музыкантов.
|