Хиллел, наиболее значительный из законоучителей эпохи Второго храма.
Родился в Бавеле (Вавилоне) и потому его иногда называют Хиллел Вавилонянин. Согласно традиции, принадлежал к роду Давида.
Он был крайне беден и зарабатывал на жизнь тяжёлым ремеслом дровосека.
В 72 году до н.э. Гилель отправился в Землю Израиля, чтобы изучать Тору у величайших мудрецов. Другое прозвание Хиллела — ха-Закен («старейшина») — почётный титул, который обычно носили главы общины или члены верховного бет-дина (раввинский духовный суд, рассматривающий дела, относящиеся к личному статусу граждан (бракосочетания, разводы и тому подобное), а также административные дела религиозного характера).
Хиллел занимал должность главы Синедриона (верховный орган политической, религиозной и юридической власти у евреев Эрец-Исраэль в период римского господства — до разрушения Храма) и занимал этот пост на протяжении 40 лет.
После Хиллела прекратилась традиция зугот (глава Синедриона + председатель суда). Первоначально напарником Хиллела был Менахем, а затем Шаммай.
Отмена зугот и установление династии, родоначальником которой был Хиллел и которая более 400 лет руководила еврейской жизнью, а также установление правил для истолкования Торы и выведения халахот — были революционными нововведениями Хиллела. Диспуты между Хиллелем и Шаммаем свидетельствуют об изменениях в духовной жизни этого периода.
(Галаха-нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь евреев).
Хотя в целом взгляды Хиллела были приняты постепенно и лишь спустя несколько поколений стали доминирующими, некоторые из его халахот были признаны ещё при его жизни.
Халахот Хиллела свидетельствуют о его авторитете не только в религиозно-этической сфере, но также в вопросах гражданского права и экономической жизни.
В талмудических источниках Хиллел предстает как человек большого смирения, готовый ради примирения даже солгать.
Хиллел поставил себе целью приблизить людей к Торе и ради этой цели старался избегать педантизма и гнева, он был готов ответить на любой вопрос, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.
Известен пример, когда язычник обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы Хиллел обучил его всей Торе за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что Хиллел ответил:
«Не делай другому то, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, а всё остальное — комментарий».
Личность Хиллела, сочетавшая мудрость с благочестием, смиренностью и простотой, стала образцом для подражания последующих поколений.
За те изменения, которые Хиллел привнёс в изучение Торы и в методы выведения халахот, его сравнивали с Эзрой, который, как и Хиллел, пришёл в Иерусалим из Вавилонии и вновь утвердил там Тору.
Одно из изречений Хиллела:
«Если не я себе — кто мне? А когда я себе — что я? И если не сейчас, то когда?»
Могила Хиллела, по преданию, находится на горе Мерон. Израиль.
|