Рабби Нахман из Брацлава — основатель брацлавского (бреславского) хасидизма.
Правнук основателя хасидизма Исраэля Бааль Шем Това.
Рабби Нахман из Брацлава родился в Меджибоже, посёлок городского типа в Украине, Хмельницкая область.
Рабби Нахман вырос в доме Бааль Шем Това, который унаследовали его родители.
Детство рабби Нахмана прошло в атмосфере, насыщенной хасидскими преданиями.
Незадолго до бар-мицвы (13 лет) он составил сборник афоризмов на темы различных проявлений еврейской духовной жизни «Книга нравственных качеств».
После своей женитьбы в 13 лет рабби Нахман поселился в Осятене, Киевской губернии у тестя.
Рабби Нахман много времени проводил в молитвах и уединённой медитации в соседнем лесу, постоянно постился и углублённо изучал Каббалу.
После смерти тестя переехал в Медведовку, где начал оформляться особый стиль будущего брацлавского хасидизма.
В 1798 рабби Нахман совершил поездку в Эрец-Исраэль, побывал в Цфате и в Тверии.
С 1800 Нахман проживал в Медведовке, затем переехал в Златополь.
После возвращения из Эрец-Исраэль возобновилась ожесточённая борьба отдельных лидеров хасидизма с рабби Нахманом.
Рабби Нахману пришлось несколько раз сменить место жительства. Окончательно рабби Нахман поселился в Брацлаве, ставшем центром его «двора».
В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам.
Он настаивал на необходимости непрестанного нравственного самоочищения и утверждал, что уныние — худший враг веры.
Ввёл в хасидизм новый элемент: народные сказки. До рабби Нахмана хасиды рассказывали друг другу лишь истории о прославленных цадиках.
Сказки и притчи Нахмана представляют собой аллегорические сказания о принцессах и героях.
В 1810 рабби Нахман, предчувствуя близкую смерть, решил поселиться в Умани, где за несколько лет до его рождения произошла Уманская резня.
«Души умерших там за веру, — говорил он, — ждут меня».
Рабби Нахман из Брацлава скончался в Умани 16 октября 1810 и был похоронен на еврейском кладбище рядом с погибшими от резни во время восстания гайдамаков — Колиивщины.
В отличие от других рабби Нахман не назначил себе преемника.
Вплоть до наших дней хасиды черпают вдохновение в учении рабби Нахмана, которое систематизировал и опубликовал его ближайший ученик, рабби Натан Штернгарц.
Могила рабби Нахмана в Умани сразу стала местом паломничества брацлавских хасидов, особенно во время главных еврейских праздников, в частности на Рош ха-Шана.
Эта традиция сохранялась до середины 1920-х и возродилась в конце 1980-х.
После обретения Украиной независимости в 1991 по указу президента Украины место захоронения рабби Нахмана получило официальный статус Историко-культурного центра брацлавских хасидов.
Они выкупили землю, на которой расположена могила.
Начиная со второй половины 2000-х, вследствие роста популярности брацлавского учения в Израиле, ежегодно 20-25 тысяч паломников посещают могилу в праздник Рош ха-Шана.
Книги:
Ликутей Моаран
Сефер амидот (Книга качеств)
Сипурей маасийот (Истории о событиях)
Сихот аРаН (Беседы рабби Нахмана).
Рабби Нахман из Брацлава — автор нескольких эзотерических сочинений, не предназначенных для печати.
Одно из них было уничтожено по его приказанию ещё при его жизни (в сочинениях Н. Штернхарца упоминается как «Сожжённая книга»).
Два других — «Сефер ха-гануз» («Книга сокровенного»), которую «будет толковать сам Мессия», и «Мегиллат ха-старим» («Свиток тайн»), посвящённые событиям, знаменующим приход Мессии и роли самого рабби Нахмана из Брацлава в этих событиях, — по-видимому, хранятся у его последователей.
|