Рабан Иоханан бен Заккай – глава мудрецов в период после разрушения Второго Храма.
Он был «младшим из учеников Гилеля». Учился также и у Шамая, но впоследствии возглавил школу Гилеля.
Ещё в годы учения Гилель распознал в нем будущего вождя, сказав: «Я убежден, что этот будет законоучителем Израиля».
В осаждённом Иерусалиме рабан Иоханан бен Заккай возглавлял партию противников крайних мер. Его подпись стоит под многими воззваниями мудрецов рядом с подписью главы Санхедрина.
Рабан Иоханан полагал, что сохранить центры изучения Торы важнее даже, чем отстоять политическую независимость. В Талмуде рассказывается, что, предвидя скорую катастрофу, он осуществил рискованный план. Рабан Иоханан распространил слух о собственной кончине, завернулся в саван, и два ученика вынесли его из Иерусалима «для погребения».
Оказавшись на свободе, рабан Иоханан предстал перед римским полководцем Веспасианом и приветствовал его, как императора. Веспасиан возразил, что он только полководец, а не император, – но в это время к нему прискакал гонец из Рима с известием: армия провозгласила его императором. Польщённый Веспасиан пожелал наградить еврейского мудреца, предсказавшего его возвышение.
И тогда рабан Иоханан попросил, чтобы ему позволили основать ешиву в приморском городке Явне. И еще он попросил сохранить жизнь потомкам Гилеля – чтобы не прервался род царя Давида, ведущий к Машиаху.
Созвав в Явне величайших мудрецов поколения, рабан Иоханан воссоздал там Санхедрин и возглавил его работу в первые годы после разрушения Храма. Он учил, что в новой ситуации храмовое служение может быть заменено добрыми делами, ибо «милосердие, проявляемое по отношению друг к другу, будет искупать евреев, подобно храмовым жертвам». В то же время, он инициировал ряд постановлений, призванных увековечить память о Храме.
До тех пор веками вся еврейская жизнь была сосредоточена вокруг Храма в Иерусалиме. Его разрушение могло положить конец иудаизму. Своим смелым поступком Иоханан бен Заккай обеспечил его продолжение – учение Торы не только не прекратилось, но стало не менее необходимым и важным в еврейской жизни, чем б-гослужение в Храме.
По его мысли, без Храма народ может выжить – лишь бы продолжалось изучение Торы. Народ сможет выжить даже без Иерусалима – только бы в Стране Израиля процветал другой центр еврейской духовности. И этим новым центром стал Явне. Религиозное будущее народа было спасено, несмотря на разрушение Храма.
Особое внимание в ешиве Явне уделялось сбору и кодификации знаний, сохраненных устной традицией. В трактате «Сукка» рассказывается, что и сам рабан Иоханан был неисчерпаемым источником мудрости: он знал всё Писание и все методы его изучения, все законы с их объяснениями, все предания и все «ограды закона», возведенные мудрецами предшествующих поколений.
Кроме этого, он «умел вычислять орбиты небесных тел, обладал знанием гиматрий, понимал язык растений и язык зверей … и, наконец, он обладал сокровенным знанием о подлинном устройстве Вселенной». В книге Зоар так же подтверждается, что рабан Иоханан был одним из немногих мудрецов, познавших сокровенный смысл заповедей.
В разрушении Храма он видел Б-жье наказание за грехи Израиля, выразившиеся, в частности, в разобщенности евреев.
Рабан Иоханану бен Заккаю принадлежит знаменитое изречение, приведенное в трактате Авот:
«Если ты приобрел большие знания в Торе, не считай это своей заслугой, – ведь для этого ты и создан».
Талмуд свидетельствует, что рабан Иоханан обладал исключительными нравственными качествами и выдающимся благочестием.
Деятельность рабана Иоханана Бен Заккая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.
Рабан Иоханан бен Заккай вырастил целую плеяду выдающихся учеников, и тем не менее, в Талмуде сказано, что «с его смертью померкло сияние мудрости».
По неизвестным причинам он покинул Явне и поселился на юге в Брор-Хаиле, где, вероятно, и умер.
Погребен возле Тверии.
Титул "рабан" ("наш учитель") в эпоху Второго Храма давали только самым выдающимся мудрецам.
|