Яков Йосеф бен Цви Акоэн из Полонного — хасидский цадик, ученик Бааль Шем Това (Бешта), первым письменно изложил учение хасидизма.
Яков Йосеф родился в семье раввина. Уже в начальной религиозной школе проявил свои яркие способности. В 13 лет женился на дочке подольского богача. Попытался стать ростовщиком, но вскоре понял его несовместимость с законами Торы.
В 1730 стал раввином Шаргорода. Узнав о славе Бешта, скептически воспринял его миссию, но познакомившись с ним в 1741, стал его верным последователем.
За увлечение хасидизмом был отлучен в 1748 ортодоксальными иудеями от общины. В 1748—1752 был раввином в местечке Рашков, затем в 1752—1770 проповедовал хасидизм в Немирове. В 1770 году перебирается в Полонное, где становится местным раввином.
Хотя рабби Яаков был старейшим и наиболее талмудически образованным из учеников Бешта и после смерти учителя (1760) мог претендовать на лидерство, хасидское движение возглавил рабби Дов Бер из Межирича.
Яаков Йосеф бен Цви не стал главой (цадиком) какой-либо хасидской общины, но его сочинение «Толдот Яаков Йосеф» («Повествование Яакова Йосефа», 1780) было первой книгой хасидизма и оказало большое влияние на становление хасидского движения.
В книге резкой критике подвергнуто традиционное еврейское общинное руководство с его шкалой ценностей.
Появление этого сочинения стало одним из факторов, вызвавших противодействие хасидизму.
Резкий тон сочинения привели к тому, что традиционное еврейское руководство, оскорблённое насмешками и сарказмом автора, скупало книгу и уничтожало её.
Книга имела выдающийся успех и за короткое время была издана трижды (в 1780 — два раза и в 1783).
В 1781 был издан труд Яакова Йосефа бен Цви «Бен порат Йосеф» («Йосеф — поросль плодоносящего дерева») и в 1782 — «Цафнат пеанеах» («Толкователь сокрытого»), последняя опубликованная при его жизни работа.
В своих сочинениях собрал изречения своего учителя Бешта, где особенно акцентировал понятие двекут (буквально «прилипание», в иудаизме — беспредельная преданность Б-гу, искренняя привязанность к Нему, предписанная Торой).
Большое внимание уделял молитвенной практике, которая обязательно должна сопровождаться радостным настроением, субботнему ужину, на который должны собираться все местные хасиды.
Умер Яков Йосеф бен Цви Акоэн в 1784 в Полонном, где и похоронен.
|