В это же время в центре научных интересов Лифшица оказываются эстетические взгляды К. Маркса. В 1927 он пишет первый вариант работы на эту тему, часть которой была напечатана в журнале ВХУТЕИНа.
Позиция Лифшица, находящаяся в остром конфликте с господствующим представлением о марксизме, должна была столкнуться с сильным противодействием. Это произошло в декабре 1929. Дальнейшая работа во ВХУТЕИНе для Лифшица стала невозможной.
В феврале 1930 Лифшиц прекращает работу во ВХУТЕИНе и переходит по приглашению Д. Рязанова в Институт Маркса - Энгельса (ИМЭ), где он числился в должности старшего научного сотрудника с июня 1929. Он продолжает там работать по ноябрь 1933. Здесь Лифшиц оказывается в мировом эпицентре исследований рукописей К. Маркса и В. Ленина, их подготовки к печати и комментирования.
В 1932—1935 он работает в Коммунистической Академии и продолжает преподавать философию в Институте Красной Профессуры. Лифшиц ведёт также издательскую работу. С 1 декабря 1940 по 1 июня 1941 заведует Кафедрой Теории и истории искусства Московского института философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ).
В 1938—1941 работает заместителем директора Третьяковской галереи по научной работе, коренным образом перестраивая «Опытную комплексную марксистскую экспозицию» 1930.
В это десятилетие Лифшиц пишет статьи о К. Марксе, И. Винкельмане, В. Гегеле, Н. Чернышевском, Д. Вико. Произведения Лифшица, печатавшиеся в советских периодических изданиях с 1931-го по 1934 были собраны им в книгу «Вопросы искусства и философии», опубликованную в 1935.
Политические репрессии, идущие в СССР по нарастающей с конца 1920-х, слегка ослабевшие в 1933—1934, выходят на новый виток после убийства С. Кирова 1 декабря 1934 в Ленинграде.
В самый разгар этих событий, 26 февраля 1935, в газете «Литературный Ленинград» выходит статья «Троцкистский комментарий к Марксу», посвящённая брошюре Лифшица «К вопросу о взглядах Маркса на искусство». Лифшиц жёстко отвечает на обвинения статьёй в «Литературной газете».
Вокруг публикации Лифшица в 1936 развернулась большая литературная дискуссия. Своими статьями о К. Марксе и В. Ленине 1930-х и хрестоматиями их текстов об искусстве Лифшиц «по сути, в одиночку создает марксистско-ленинскую эстетику, впрочем, отличающуюся от того, что преподавалось под этим именем в СССР как земля от неба».
К 1937 литературная активность Лифшица почти останавливается. Он читает лекции в московских вузах, собирая огромные аудитории.
Философская работа Лифшица разворачивалась в конце 1920-х и в 1930-е на фоне возникающего сталинизма и большого террора.
В своём понимании этой трагедии Лифшиц опирался на знаменитую переписку К. Маркса и Ф. Энгельса с
Ф. Лассалем по поводу его пьесы «Франц фон Зикинген».
С первых дней войны с фашизмом Лифшиц призван на военную службу в рядах Действующего флота. С 18 сентября 1941 Лифшиц выбирается по немецким тылам с оккупированных территорий. 22 сентября он получает ранение немецкой пулей в левую лопатку. 20 октября захвачен немецкими кавалеристами и как еврей поставлен в яму для расстрела, но ему удается бежать. 25 октября Лифшиц выходит к советским войскам.
После выхода из окружения Лифшиц принимает участие в войне в качестве литработника. В январе 1944 назначен старшим преподавателем по литературе в Военно-морское политическое училище (ВМПУ) ВМФ в Ленинграде. С апреля 1944 назначен преподавателем кафедры марксизма-ленинизма в Военно-морскую ордена Ленина академию (ВМОЛА) имени К. Е. Ворошилова (Ленинград). Лифшиц уволен в запас в звании капитана 1 марта 1946.
С октября 1946 Лифшиц работает в Школе-студии МХАТ преподавателем исторического и диалектического материализма. В конце 1940-х он преподаёт философию в МГИМО. В 1949, на волне антисемитской компании по борьбе с космополитизмом его увольняют из МГИМО.
В конце 1940-х Лифшиц остается практически без средств к существованию и, как художник по первой профессии, зарабатывает, «расписывая какие-то вазы». С 1948 Лифшиц работал на кафедре философии АН СССР, занимаясь философской подготовкой аспирантов.
В 1953, сразу после смерти Сталина, Лифшиц пишет памфлет «Дневник Мариэтты Шагинян», посвящённый анализу только что опубликованного дневника известной советской писательницы Мариэтты Шагинян, лауреата Государственной премии (1951).
В своей статье Лифшиц рисует портрет сталинской интеллигенции с её поверхностностью и поразительным сочетанием эпического восторга с безразличием и равнодушием к делу.
Публикация статьи Лифшица вызывает резкую ответную реакцию партийных и официальных писательских кругов.
После состоявшегося в феврале 1956 XX съезда КПСС и осуждения культа личности Сталина положение Лифшица начинает меняться. В этом году ему присуждается учёная степень кандидата филологических наук.
26 ноября 1960 в газете «Советская культура» появляется статья Лифшица «Ветер истории», посвящённая 140-летию со дня рождения Энгельса. Статья выходит с существенными сокращениями и произвольными исправлениями редакции, но сам Лифшиц ценит эту публикацию, так как вводит в ней в широкий оборот несколько новых текстов Энгельса взятых из его писем к Полю Лафаргу и Лауре Маркс.
В 1967 Лифшиц избирается членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В том же году он пишет статью к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, не пропущенную цензурой. Статья в сокращённом виде публикуется в 1985 и в полном — в 1988.
В 1972 тексты Лифшица, написанные с 1927 по 1967, посвящённые эстетическим взглядам Маркса, выходят отдельной книгой. За эту монографию 17 апреля 1973 Учёным советом Института философии АН СССР Лифшицу присвоена учёная степень доктора философских наук.
В 1980 Лифшиц работал над большой статьёй чисто философского характера «Диалог с Ильенковым», посвящённой проблеме идеального, которую он не успевает закончить. Частично она была опубликована посмертно в 1984 и в расширенном виде, составленном из фрагментов, сохранившихся в его папках, — в 2003.
Публикация статьи Лифшица вызывает острые дискуссии в кругу философов России.
Лифшиц Михаил Александрович умер 20 сентября 1983.
Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
|