На средства своего брата Георга Макс совершает первую поездку в Нидерланды, побывав в Амстердаме и Схевенингене, восхитивших его своим светом, людьми и природой.
Первая крупная работа Либермана «Женщины, ощипывающие гусей» появилась в первые месяцы после возвращения из Нидерландов.
На ней в тёмной цветовой гамме изображена неприятная и прозаическая работа. Взглянув на ещё не готовое полотно, учитель Либермана Паувельс заявил, что ему нечему учить своего ученика.
Его вторая крупная работа «Изготовительницы консервов» была заявлена на большую ежегодную выставку в Антверпене, где на неё нашлось сразу два покупателя.
Либерман нашёл свой первый художественный стиль: он писал людей за работой реалистично и без лишней сентиментальности, унизительной жалости и обманывающей романтики.
В декабре 1873 Макс Либерман отправился в Париж и устроил свою мастерскую на Монмартре. В художественной столице мира он собирался познакомиться с ведущими представителями реализма и импрессионизма.
В 1874 он заявил своих «Женщин, ощипывающих гусей» на Парижский салон.
Лето 1874 Либерман провёл в Барбизоне в лесу Фонтенбло. Художника серьёзно интересовало творчество Мункачи, но ещё больший интерес он испытывал к творчеству Констана Труайона, Шарль-Франсуа Добиньи, Камиля Коро и прежде всего Жан-Франсуа Милле.
В 1875 Либерман провёл три месяца в голландском Зандвоорте. В Харлеме он работал над копиями картин Франса Халса. Вернувшись осенью 1875 в Париж и переехав в ателье большего размера, Либерман вернулся к своим впечатлениям и написал первую работу, посвящённую купающимся рыбацким детям.
В Париже Либерман страдал глубокими депрессиями, которые объяснялись давлением родителей и собственными творческими терзаниями.
В это время появилось лишь несколько картин. Либерман много раз принимал участие в Парижских салонах, которые однако не принесли ему долгожданного успеха.
Художественная среда Парижа ничего не могла дать Либерману, напротив отвергала его по причинам шовинистического толка.
Его творчество не смогло стать «французским», но испытало большое влияние голландцев. Либерман решил окончательно покинуть Париж.
В 1878 Либерман впервые побывал в Италии. В Венеции он мечтал посмотреть работы Витторе Карпаччо и Джентиле Беллини и выработать для себя новые творческие ориентиры.
Там он познакомился с группой художников из Мюнхена, в частности с Францем фон Ленбахом, и пробыл в их компании в Венеции три месяца, а затем последовал за ними в столицу Баварии, которая благодаря мюнхенской школе живописи прославилась как центр натуралистического искусства в Германии.
В декабре 1878 Либерман приступил к своей картине «Двенадцатилетний Иисус в храме».
Первые эскизы для этой работы он выполнил ещё в синагогах Амстердама и Венеции. Наряду с эскизами в интерьере синагоги Либерман прорабатывал каждую из фигур сначала в эскизах обнажённого тела, а затем сводил их вместе одетыми.
В то время как протесты церкви и критиков становились всё более жёсткими, ведущие коллеги-художники, в том числе Фридрих Август фон Каульбах и Вильгельм Лейбль встали на защиту картины Либермана.
В творческой биографии Либермана картина стала итогом его раннего периода творчества.
Хотя Либерман уже получил известность, в его творчестве во время пребывания в Голландии в 1879 наступил застой.
В 1880 Либерман вновь участвовал в Парижском салоне. Все показанные на выставке картины объединены похожим изображением мирной совместной жизни работающих людей в гармоничном обществе.
Либерман также ездил писать на Дахауские болота в предместье Мюнхена, в Розенхайм и в долину Инна, где была создана его «Бранденбургская пивная в саду».
В 1886 после восьмилетнего отсутствия Либерман вновь участвует в выставке Берлинской академии художеств. На выставку он заявил свои картины «Прогулка в сиротском приюте», «Дом престарелых в Амстердаме» и «Обеденная молитва».
Последняя картина, где во впечатляюще тёмной обстановке изображена нидерландская крестьянская семья за молитвой, появилась по совету Израэльса во время свадебного путешествия. Влиятельный Людвиг Пич назвал Либермана большим талантом и выдающимся представителем модерна.
В 1889 в честь столетнего юбилея Великой Французской революции в Париже проходила Всемирная выставка. Известие о том, что немцы Готхардт Кюль, Карл Кёппинг и Макс Либерман были приглашены в жюри, произвело в Берлине фурор.
Больший успех ожидал Либермана с его картиной «Женщина с козой», за которую весной 1891 он получил Большую золотую медаль выставки «Нового Мюнхенского художественного объединения».
Впервые Либерман обратился к портрету. В 1895 он написал портрет пастелью своего друга Герхарта Хауптмана, за который он был награждён первой премией в Венеции.
В честь 50-летия Либермана в 1897 Академия художеств выделила под выставку работ Либермана целый зал, в котором вниманию публики было представлено 30 картин, 9 рисунков, 3 литографии и 19 офортов художника.
Максу Либерману была вручена большая золотая медаль. Либерман получил звание профессора академии и в 1898 был принят в её состав.
Этот время стало вершиной художественной карьеры художника.
В 1927 Либерман оказался в центре внимания общественности: художественный мир чествовал Либермана и его творчество по случаю 80-летия художника.
Среди поздравлявших были Альберт Эйнштейн, Генрих и Томас Манны, а также Гуго фон Гофмансталь.
В родном городе Либермана прошла выставка его работ.
Берлин присвоил Либерману звание почётного жителя города. В день рождения Пауль фон Гинденбург наградил художника Орденом орла Германской империи. Министр внутренних дел Вальтер фон Койдель вручил Максу Либерману золотую государственную медаль «За заслуги перед государством».
Макс Либерман умер 8 февраля 1935 в своём доме на Парижской площади в Берлине.
Смерть Либермана не фигурировала в новостях. Академия художеств, ставшая инструментом нацистов, отказалась чествовать старого президента.
На похоронах Либермана на Еврейском кладбище на Шёнхаузер-Аллее 11 февраля 1935 не присутствовали официальные лица — ни от академии, ни от города, чьим почётным гражданином являлся художник.
Гестапо заранее запретило участие в похоронах во избежание демонстрации в защиту свободы искусства.
Однако на церемонию пришли около сотни друзей и родственников художника.
Супруга Макса Либермана покончила жизнь самоубийством, чтобы не попасть в концентрационный лагерь Терезиенштадт.
|